Философия Парменида кратко

Среди второго поколения греческих философов особого внимания заслуживают взгляды Парменида и противоположная позиция Гераклита. В отличие от Парменида, Гераклит утверждал, что все в мире находится в постоянном движении и изменении. Если понимать обе позиции буквально, ни одна из них не имеет смысла. Но сама наука философия практически ничего не трактует буквально. Это просто разные размышления и способы найти истину. Парменид много работал на этом пути. В чем суть его философии?

Известность

Парменид был очень известен в Древней Греции в дохристианскую эпоху (около 5 века до нашей эры). В те дни распространилась школа Элеи, прародителем которой был Парменид. Философия этого мыслителя хорошо раскрыта в знаменитом стихотворении «О природе». Поэзия дошла до наших времен, но не полностью. Однако его отрывки раскрывают характерные взгляды элейской школы. Зенон был учеником Парменида, который прославился не меньше, чем его учитель.

Фундаментальная доктрина, оставленная Парменидом, философия его школы, послужила формированию первых зачатков вопросов познания, бытия и формирования онтологии. Кроме того, эта философия дала начало эпистемологии. Парменид разделял истины и мнения, что, в свою очередь, привело к развитию таких направлений, как рационализация информации и логическое мышление.

философия парменида

Основная идея

Общей нитью, которой придерживался Парменид, была философия бытия: кроме него ничего не существует. Это связано с неспособностью думать о чем-либо, что неразрывно связано с бытием. Следовательно, мыслимое — это часть бытия. На этом убеждении построена теория познания Парменида. Философ задается вопросом: «Может ли человек подтвердить существование бытия, почему это нельзя проверить? Однако бытие тесно связано с мышлением. Из этого можно сделать вывод, что он, безусловно, существует».

В первых строках поэмы «О природе» Парменид, философия которого отрицает возможность существования вне бытия, отводит разуму главную роль в познании. Чувства на втором плане. Истина основана на рациональном знании, а мнение основывается на чувствах, которые не могут дать истинного знания сущности вещей, а только показывают их видимую составляющую.

философия Парменида и Гераклита

Осмысление бытия

С самых ранних моментов зарождения философии идея бытия является логическим средством, выражающим представление мира в форме целостного образования. Философия сформировала категории, выражающие существенные свойства реальности. Главное, с чего начинается понимание, — это бытие, понятие широкое, но бедное по содержанию.

Парменид впервые обращает внимание на этот философский аспект. Его стихотворение «О природе» положило начало древнему и европейскому метафизическому мировоззрению. Все различия, которыми обладает философия Парменида и Гераклита, основаны на онтологических открытиях и способах понимания истин мироздания. Они посмотрели на онтологию с разных сторон.

направление Парменида в философии

Противоположность взглядов

Гераклиту свойственен путь вопросов, загадок, аллегорий, близость к изречениям и пословицам греческого языка. Это позволяет философу говорить о сущности бытия с помощью семантических образов, охватывая знакомые явления во всем их разнообразии, но в единственном смысле.

Парменид был явно против тех фактов опыта, которые Гераклит обобщил и описал достаточно хорошо. Парменид целенаправленно и систематически применяет дедуктивное мышление. Он стал прообразом философов, которые отвергают опыт как средство познания, и все знания выводятся из общих предпосылок, существующих априори. Парменид мог полагаться только на умозаключение. Он признавал исключительно мыслимое знание, отвергая чувственное как источник иного образа мира.

Вся философия Парменида и Гераклита была предметом внимательного изучения и сравнения. Фактически, мы имеем дело с двумя противоположными теориями. Парменид говорит о неподвижности бытия, в отличие от Гераклита, утверждающего подвижность всего сущего. Парменид приходит к выводу, что бытие и небытие — тождественные понятия.

Бытие неделимо и едино, неизменно и существует вне времени, полно само по себе, и только оно является носителем истины всего сущего. Именно так сказал Парменид. Направление в философии школы Элея не нашло много приверженцев, но надо сказать, что за время своего существования оно нашло своих сторонников. В целом школа дала четыре поколения мыслителей и только потом выродилась.

Парменид считал, что человек предпочел бы понять реальность, если бы он абстрагировался от изменчивости, образов и различий явлений и обращал внимание на целостные, простые и неизменные основы. Он говорил о множественности, изменчивости, прерывности и текучести как о концепциях, относящихся к сфере мнений.

элейская школа философии Парменида Апория Зено

Учение, которое предлагала Элейская школа философии: Парменид, апории Зенона и мысль о едином

Как уже упоминалось, характерной чертой элеатов является доктрина непрерывности, уникальности, бесконечности, которая в равной степени присутствует в каждом элементе нашей реальности. Элеаты впервые говорят о взаимосвязи бытия и мышления.

Парменид считает, что «мышление» и «бытие» — одно и то же. Бытие неподвижно и едино, и каждое изменение говорит об уходе определенных качеств в небытие. Разум, согласно Пармениду, — это путь к познанию Истины. Чувства могут вводить в заблуждение. Против возражений против учения Парменида выступил его ученик Зенон.

Его философия использует логические парадоксы, чтобы продемонстрировать неподвижность бытия. Его апории показывают противоречия человеческого сознания. Например, «Летящая стрела» говорит, что при разделении траектории стрелки на точки получается, что отдельно в каждой точке стрелка неподвижна.

Вклад в философию

При общности основных понятий рассуждение Зенона содержало ряд дополнительных положений и аргументов, которые он подтверждал более строго. Парменид лишь намекнул на многие вопросы, и Зенон смог представить их в развернутой форме.

Учения элеатов направили мысль к разделению интеллектуального и чувственного знания о вещах, которые меняются, но имеют в себе особый неизменный компонент: бытие. Введение в философию понятий «движение», «бытие» и «небытие» принадлежит элейской школе, прародителем которой был Парменид. Вклад этого мыслителя в философию трудно переоценить, хотя его взгляды не получили слишком большого количества приверженцев.

Но школа Элеи представляет значительный интерес для исследователей, она весьма любопытна, так как является одной из старейших, в учениях которой тесно переплетаются философия и математика.

вклад Парменида в философию

Главные тезисы

Всю философию Парменида (кратко и ясно) можно выразить в трех тезисах:

  • есть только бытие (нет небытия);
  • есть не только бытие, но и небытие;
  • понятия бытия и небытия идентичны.

Однако Парменид признает истиной только первый тезис.

Из тезисов Зенона до наших дней сохранилось всего девять (предполагается, что всего их было около 45). Самыми популярными были доказательства против движения. Мышление Зенона привело к необходимости переосмыслить такие важные методологические вопросы, как бесконечность и ее природа, соотношение между непрерывным и прерывным и другие подобные темы. Математики были вынуждены обратить внимание на хрупкость научного фундамента, что, в свою очередь, повлияло на прогресс в этой области науки. Апории Зенона участвуют в нахождении суммы бесконечной геометрической прогрессии.

Вклад в развитие научной мысли, который принесла античная философия

Парменид дал мощный толчок качественно новому подходу к математическому познанию. Благодаря его учению и элейской школе уровень абстракции математических знаний значительно повысился. Более конкретно, мы можем привести пример появления «доказательства от противоречия», которое носит косвенный характер. Когда они используют этот метод, они исходят из абсурдной противоположности. Таким образом, математика начала формироваться как дедуктивная наука.

Другим последователем Парменида была Мелисс. Что интересно, он считается самым близким к учителю учеником. Он не изучал философию профессионально, но считался философом-воином. Будучи адмиралом флота Самоса в 441-440 гг. До н. Э., Он нанес поражение афинянам. Но его любительская философия была высоко оценена ранними греческими историками, особенно Аристотелем. Благодаря работе «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии» мы знаем многое.

У Мелиссы бытие характеризовалось следующими характеристиками:

  • он бесконечен во времени (вечном) и в пространстве;
  • он единый и неизменный;
  • он не знает боли и страданий.

Мелиссо отличался от мнения Парменида в том, что он принимал пространственную бесконечность бытия и, будучи оптимистом, признавал совершенство бытия, поскольку это оправдывало отсутствие страдания и боли.

Какие аргументы Гераклита против философии Парменида нам известны?

Гераклит принадлежит к ионической философской школе Древней Греции. Он считал стихию огня источником всего. Для древних греков огонь был самой легкой, тонкой и подвижной материей. Гераклит сравнивает огонь с золотом. По его словам, все в мире продается как золото и товары. В огне философ увидел основу и начало всего сущего. Космос, например, возникает из огня на нисходящих и нисходящих путях. Существует несколько версий космогонии Гераклита. Согласно Плутарху, огонь проходит по воздуху. В свою очередь, воздух переходит в воду, а вода — в почву. Затем земля снова загорится. Клементе предложил версию возникновения воды из огня, из которой, как из семени вселенной, образовано все остальное.

аргументы Гераклита против философии Парменида

Согласно Гераклиту, пространство не вечно: недостаток огня периодически сменяется его избытком. Возроди огонь, говоря о нем как о разумной силе. А мировой суд олицетворяет мировой пожар. Гераклит обобщил идею меры в концепции логоса как разумного слова и объективного закона мироздания: что есть огонь для чувства, затем логос для разума.

Мыслитель Парменид: философия бытия

Под философом он подразумевает некую существующую массу, наполняющую мир. Он неделим и не разрушается, когда возникает. Бытие подобно идеальному мячу, неподвижное и непроницаемое, равное самому себе. Философия Парменида — это, так сказать, прообраз материализма. Существование — это конечная, неподвижная, телесная, пространственно определенная материальная совокупность всего. Кроме нее ничего нет.

Парменид считает, что суждение о существовании несуществующего (небытия) в корне ложно. Но такое утверждение вызывает вопросы: «Как рождается и куда исчезает? Как он переходит в ничто и как возникает наша собственная мысль?»

Чтобы ответить на эти вопросы, Парменид говорит о невозможности мысленно выразить ничто. Философ переводит эту проблему в плоскость отношения между бытием и мышлением. Он также утверждает, что пространство и время не существуют как автономные и независимые сущности. Это бессознательные образы, созданные нами с помощью наших органов чувств, которые постоянно обманывают нас и мешают нам видеть истинное разумное существо, которое идентично нашей истинной мысли.

Идея, принесенная философией Парменида и Зенона, получила продолжение в учениях Демокрита и Платона.

философия Парменида коротка и ясна

Аристотель критикует Парменида. Он утверждал, что философ истолковывает бытие очень однозначно. Согласно Аристотелю, это понятие может иметь несколько значений, как и любое другое.

интересно, что историки считают философа Ксенофана родоначальником элейской школы. А Феофраст и Аристотель считают Парменида последователем Ксенофана. На самом деле в учении Парменида есть общая нить с философией Ксенофана: единство и неподвижность бытия — истинно существующего. Но само понятие «бытие» как философская категория впервые ввел Парменид. Таким образом, он перевел метафизические рассуждения на уровень поиска идеальной сущности вещей с уровня рассмотрения физической сущности. Таким образом, философия приобрела характер окончательного знания, которое является следствием самопознания и самооправдания человеческого разума.

Взгляд Парменида на природу (космология) лучше всего описал Эцио. Согласно этому описанию, единый мир окутан эфиром, под огненной массой которого находится небо. Под небом есть серия корон, обвивающих друг друга и окружающих Землю. Одна корона — огонь, другая — ночь. Пространство между ними частично заполнено огнем. В центре земной небосвод, под которым — еще один огненный венец. Сам огонь приходит в виде богини, которая всем правит. Он переносит тяжелую для женщин работу, заставляет их совокупляться с мужчинами, а мужчин с женщинами. Вулканический огонь означает правление богини любви и справедливости.

Солнце и Млечный Путь — устья, места огня. Живые существа возникли, как полагал Парменид, в результате взаимодействия земли с огнем, тепла с холодом, ощущениями и мыслями. Образ мышления зависит от того, что преобладает: холодное или горячее. При преобладании тепла живое существо становится чище и лучше. У женщин преобладает тепло.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть