Ковен — это что? Ковен ведьм. Ковен ведьм в России

Сегодня Россия переживает интересный период возрождения языческой духовности. Конечно, более живо о себе говорят представители реконструированного славянского язычества — союзы различных общин коренных вероисповеданий. Однако на их фоне все шире распространяются идеи других неоязыческих культов. Например, все чаще говорят о Викке — особой религии ведьм, которая представлена ​​в нашей стране различными сообществами, множеством отдельных практикующих и массой сочувствующих, в основном среди молодежи.

шабаш

Религия викка

Викка — это неоязыческая религия с большим упором на магические практики. Ее духовность основана на уважении к природе, воплощенной в лице Великой Богини-Матери. Его часто сопровождает подчиненный, а иногда и равный Рогатый Бог, соотносимый с Рогатым Богом архаических культов. По этим причинам многие виккане часто утверждают, что Викка является современным наследником (иногда его также называют прямым наследником, выходящим из катакомб) культа Богини-Матери древних племен первобытного общества. Поэтому они утверждают, что являются приверженцами древнейшей религии в истории мира.

Возникновение викки и первый ковен ведьм

Историческая ценность аргументов в пользу древности Викки невысока. Официальная дата рождения этого учения — 1954 год, хотя, конечно, многие его идеи витали в воздухе эзотерического мира гораздо раньше. Было бы справедливо отметить, что в своей теологии и практике виккане действительно частично реконструируют определенные идеи и формы доисторических культов, в то же время активно синтезируя их с древними, средневековыми и современными традициями. Викка была популяризирована Джеральдом Гарднером, имя которого также связано с первым шабашом викканских ведьм, Нью-Форестом, базирующимся в Англии.

шабаш ведьм бантеев

Течения викки

Богословие Викки не связано жесткой догматической доктриной. Приоритетом для нее остается почитание женственности в лице Богини, чаще всего триединой Матери, связанной с природой. Конкретное содержание и понимание викканской духовности различаются от сообщества к сообществу. Наиболее традиционными являются указания Джеральда Гарднера и Алекса Сандерса, гарднерианские и александрийские традиции соответственно. На заднем плане активно развиваются фейские, дианские, кельтские и другие ветви, объединяющие как одиночек — отдельных практикующих, так и сообщества, организованные шабашем.

Организация викканских общин

Местная ассоциация ведьм в Викке называется клубом или шабашем. Ковен — это, по сути, сообщество викканских верующих. Как правило, такие ассоциации административно независимы от других подобных групп (даже в рамках той же традиции). Они представляют собой единственную составную единицу сообщества Викки, наряду со многими энтузиастами, которые практикуют и практикуют Викку самостоятельно.

шабаш ведьм в россии

Разница между ковеном и кругом в викке

Иногда в Викке можно найти различие между понятиями «круг» и «шабаш». Согласно одному из объяснений, шабаш — это совокупность верующих виккан, которые локально объединены в единое сообщество. В него входят жрицы, священники, практикующие посвященные и ученики, которые только что готовятся к посвящению. Круг, с другой стороны, объединяет в себе только внутреннее ядро ​​полноправных членов шабаша, прошедших обучение и посвящение. Но следует отметить, что не все придерживаются такой трактовки понятий, вводя другие системы дифференциации.

Первый викканский ковен ведьм в России

В России термин «шабаш» также распространился с развитием Викки. Это произошло довольно поздно (по сравнению с США и Европой, где Викка уже была традиционной семейной религией в начале 21 века). После того как на постсоветском пространстве появились первые практикующие-одиночки, постепенно стало формироваться сообщество, внутри которого начали складываться организованные сообщества. Наконец, первый клан ведьм в России был официально зарегистрирован властями Удмуртской Республики в Ижевске. Он назывался Ковен Уиллоу Холлоу. Сегодня существует Союз Виккан в России, под патронатом которого действуют многие другие организованные викканские группы. Основные — и, кстати, самые многочисленные — находятся в… Москве и Санкт-Петербурге!

шабаш северных ведьм

Структура ковена

Структура шабаша условно иерархическая. Иерархический принцип выражается в том, что ритуальная и административная руководящая роль сосредоточена в руках верховной жрицы шабаша. Если, подобно богине, они чтят бога, жрец часто разделяет управление сообществом с жрицей. Они соответственно олицетворяют божественные силы богини и бога. Условность иерархии состоит в том, что, во-первых, не все заветы приняли аналогичную организационную схему — некоторые выступают за абсолютное равенство и избрание жрицы и жреца в каждом конкретном ритуале. Во-вторых, многие группы, даже с постоянными верховными ведьмами, не торопятся сами делегировать административные полномочия.

Это отличает Викку от многих других более древних религий, которые характеризуются четко определенной структурой иерархии и управления. Поскольку принцип централизации на административной или сакраментальной основе в принципе чужд тому течению, которое мы рассматриваем, и каждый шабаш является независимой группой от других виккан, развитая иерархическая структура является излишней для этой религии. В любом случае, если он присутствует в каком-либо сообществе, это скорее исключение из правил.

Ковены ведьм вне викки

Хотя слово «шабаш» сегодня чаще используется в связи с религией Викки, изначально оно не викканское. Вообще говоря, на английском языке шабаш — это организованная группа ведьм и колдунов или даже просто сообщество ведьм, которые собираются вместе, чтобы проводить фестивали и ритуалы колдовства, известные как субботы. Следовательно, шабаш, по сути, — это любая группа людей, организованная для ритуальных целей, позиционирующих себя как ведьмы. Далее мы обсудим, как и когда появился этот термин.

шабаш ведьм

Этимология слова «ковен»

Этот термин произошел от латинского глагола «communire», который переводится просто как «встреча». Однако в английском оно приобрело дополнительное значение — «мираж». Считается, что протоиндоевропейская основа этого слова отражает представление о принадлежности человека к магии. От этого, в частности, происходит английское слово witch — «ведьма».

История термина «ковен»

История термина восходит к средневековью. Судя по имеющимся историческим и литературным данным, это слово очень рано стало наделять особым ритуальным оттенком. Например, оно часто использовалось для обозначения собрания из тринадцати человек, не больше и не меньше. Слово «шабаш» упоминается в этом смысле с 12 века. Вскоре после этого, когда Европу охватила волна охоты на ведьм, это понятие стало использоваться как рабочий термин для подпольной организации ведьм и колдунов.

Некоторые выдающиеся деятели Средневековья, определяя шабаш как сообщество колдовства, не игнорировали второе значение этого слова. Что подразумевается? По их словам, ведьминских заветов и организованных суббот на самом деле не существовало, но они были миражами, созданными злыми силами, чтобы ввести людей в заблуждение. Эту точку зрения поддерживал, например, епископ Шартрский Джон Солсберийский.

Однако со временем вера в реальность ночных собраний колдовства окрепла как среди людей, так и среди высших слоев светской и духовной власти. Люди всерьез заговорили о подпольных заветах ведьм, а гражданские и церковные суды стали уделять особое внимание делам, связанным с их разоблачением. Начали формироваться доказательства, а после этого признания людей, осужденных за колдовство. Самый старый подобный документ в Европе относится к первой четверти XIV века. Упомяните ирландский клан тринадцати ведьм во главе с Алисой Кителер. Это был первый случай в Ирландии, когда человека заживо сожгли по обвинению в колдовстве.

Чуть позже, начиная с 16 века, членство в секретных колдовских организациях было обычным обвинением для любого инквизитора. В то же время шабаш может и не существовать, но это обвинение было стандартным, потому что очень часто предполагалось, что ведьма действовала в сговоре с группой других людей, связанных договором с дьяволом.

В восемнадцатом веке, когда суды над колдовством в Англии прекратились, употребление термина «шабаш» в юридической практике исчезло. Примерно в то же время процесс популяризации оккультизма начал набирать обороты, пик которого пришелся на девятнадцатый век. И уже в двадцатом веке, когда мы заговорили о возрождении ведьм, концепция шабаша вернулась в обращение. Наконец, группа членов магического ордена Золотой Зари во главе с вышеупомянутым Джеральдом Гарднером заключила союз с несколькими исследователями фольклора и практиками колдовства в рамках определенной семейной традиции, таким образом сформировав клан Нью-Форест. В конце концов, это привело к всплеску интереса к европейской ведической традиции. Хотя справедливости ради стоит отметить, что далеко не все историки склонны доверять рассказам Гарднера о появлении этого сборника. Некоторые утверждали, что он только что придумал.

жрицы шабаша

Ковен северных ведьм в России как пример коммерциализации понятия «ковен»

На фоне распространения викканских и колдовских организаций термин «шабаш» становится все более популярным в медиа-пространстве. Россия не избежала участи осквернения этого религиозного термина, когда некоторые сомнительные организации, называющие себя этим термином, недавно дали о себе знать. Например, «Ковен северных ведьм». Причины этого просты. Не секрет, что в нашей стране после падения «железного занавеса» сумел сформироваться довольно красочный рынок ритуальных и духовных услуг, который является коммерческим отражением религиозного и эзотерического брожения в сознании граждан. Сегодня происходит медленное, но верное обновление колдовской культуры, уже сформировавшейся в особой колдовской философии, эстетике и даже религии. И последнее относится не только к Викке. Конечно, организации ворвались в коммерческое пространство, называя себя ковенантами и предлагая свои услуги каждому за определенное вознаграждение. Ярким примером организации такого типа является петербургский шабаш ведьм. Бантеева Наталья — ее основательница и лидер — победительница девятого сезона Битвы экстрасенсов, что само по себе должно настораживать, учитывая сценический характер этого телешоу. После феерической победы Наталья Бантеева не растерялась и собрала под своим протекторатом несколько человек, которые образовали так называемый шабаш северных ведьм. Коммерческая деятельность этого сообщества сосредоточена в центре развития личности «Пробуждение», который принимает форму классического офиса обслуживания с эзотерическим уклоном. Показной, деловой характер бизнеса (туры по стране, пресс-конференции, платные услуги, оказываемые у ручья и т.д.) ставит этот шабаш ведьм в двусмысленное положение. Бантеева Наталья позиционирует себя как сильнейшего экстрасенса в России, но, скорее всего, это всего лишь маркетинговый ход, направленный на пиар и привлечение клиентов. К сожалению, есть основания полагать, что во многих других организациях эзотерического и духовного пространства России деятельность также осуществляется не для идеи, а для получения прибыли.

шабаш американских ужасов

Ведьмовские ковены в искусстве

С точки зрения искусства, кино сыграло важнейшую роль в популяризации колдовских заветов. Среди других его плодов — знаменитый сериал «Американская история ужасов». «Ковен» — это название его третьего сезона, полностью посвященного ведьмам Нового Орлеана. Также следует отметить культовый сериал «Зачарованные», в котором рассказывается история группы трех потомственных сестер-ведьм. Формат Викканского шабаша был показан в сериале «Настоящая кровь» о вампирах. И напоследок можно вспомнить «Салем». Это еще один современный сериал. Ковен ведьм в нем противостоит церковному и гражданскому суду. Фильм основан на реальных событиях салемских ведических процессов.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть