Булгаков Сергей Николаевич, русский философ, богослов, православный священник: биография

Русский философ и богослов Сергей Булгаков — человек с непростой судьбой. Он смог преодолеть сомнения и найти свой путь к Богу, создав собственное учение о Софии, он смог преодолеть недоверие друзей и неодобрение церкви и жить совестью и верой.

булгаков сергей

Детство и семья

Булгаков Сергей Николаевич родился 16 (28) июля 1871 года в городе Ливны в многодетной семье священника, настоятеля небольшой кладбищенской церкви. Отец Сергея воспитывал своих детей (а их было семеро) в православной традиции. Семья регулярно посещала религиозные службы, дети слушали, а позже сами читали священные книги. Сергей с благодарностью вспоминал годы своего детства, когда он соприкоснулся с красотой русской природы, поддержанной торжественным величием литургии. Именно в это время он пережил гармоничное единение с Богом, вырос образцовым христианином, в ранние годы искренне верил в Бога.

булгаков сергей николаевич

Годы учебы

В 12 лет Сергей Булгаков поступил в духовное училище, в то время он был, по его словам, «верным сыном Церкви». После окончания средней школы он поступает в духовное училище в своем родном городе Ливны. Сейчас он всерьез задумывается, как связать свою жизнь со служением Богу… Спустя четыре года, окончив школу, Булгаков поступил в духовную семинарию города Орла. Здесь он проучился три года, но сейчас в его мировоззрении происходит существенное изменение, он переживает глубокий религиозный кризис, который обрекает его на неверие в Бога. Потеряв веру в Православие, Булгаков в 1987 году ушел из семинарии и впоследствии учился в классической гимназии г. Ельца еще два года. Позже поступил в МГУ на юридический факультет. В 1894 году он успешно сдал выпускные экзамены и получил степень магистра права.

Ранние воззрения

Уже в первые годы семинарии Булгаков Сергей сильно сомневался в религиозных постулатах и ​​пережил глубокий кризис веры, который подтолкнул его не только к тому, чтобы оставить семинарию, но и к воссоединению с очень популярными марксистами того времени. Он много работает в этом новом для себя философском направлении и довольно быстро становится ведущим теоретиком марксизма в России. Однако вскоре он осознает несостоятельность этой теории и переходит к идеализму. В 1902 году он даже написал статью «От марксизма к идеализму», в которой объясняет изменение своих взглядов.

Эти изменения в его взглядах полностью соответствуют духу времени, поскольку русская интеллигенция того периода отличалась страстью к немецкому идеализму, а затем и к религиозности. Знакомство с Бебелем и Каутским, работами В. Соловьева и Л. Толстого привело его к исследованиям в области христианской политики для решения вопроса о добре и зле. Некоторое время Булгаков был увлечен космизмом, вслед за Николаем Федоровым. Эти исследования, которые он сам обозначил как «социальное христианство», являются неотъемлемой частью эволюции русской философской мысли того периода.

Постепенно мысль Булгакова созревает и обретает форму, путь его философских изысканий как нельзя лучше отражает его первое значительное произведение — книгу «Невечерний свет».

софия мудрость бога

Педагогическая деятельность

После окончания института Сергей Булгаков (биография его связана не только с философией, но и с преподаванием) остается на кафедре для написания докторской диссертации, а также начинает преподавать политэкономию в Московском Императорском техникуме. В 1898 году университет отправил его в научную поездку в Германию на два года. В 1901 году защитил диссертацию и получил должность профессора кафедры политической экономии Киевского политехнического института. В 1906 году он стал профессором Московского коммерческого института. Лекции Булгакова отражают путь его исследований, многие из которых будут опубликованы в виде философских и социально-экономических работ. Позже он работал профессором политической экономии и теологии в Таврическом университете и профессором церковного права и богословия в Праге.

отец сергий

Опыты социальной активности

Присоединившись к марксистам, в 1903 году Сергей Булгаков участвует в съезде незаконного основания Союза освобождения, членами которого были Н. Бердяев, В. Вернадский, И. Гревс. В рамках деятельности Союза Булгаков распространял патриотические взгляды, будучи редактором журнала «Новый путь». В 1906 году философ активно участвовал в создании Союза христианских политиков, от которого в 1907 году стал депутатом Второй Государственной думы. Однако вскоре взгляды антимонархистов перестали ему быть близки, и он сдвинулся с мертвой точки в противоположную сторону. С этого момента он больше не пытался примкнуть к общественным движениям и сосредоточил свою деятельность на написании философских и публицистических работ.

философия Сергея Булгакова

Религиозная философия

В 1910 году Сергей Булгаков, философия которого приближается к основной точке своего развития, знакомится с Павлом Флоренским. Дружба двух мыслителей сильно обогатила русскую мысль. В этот период Булгаков окончательно вернулся в лоно религиозной и христианской философии. Он интерпретировал это в церковно-практическом аспекте. В 1917 году вышел его справочник «Свет ночи», и в этом году Сергей Николаевич также участвует во Всероссийском Поместном Соборе, восстанавливающем патриархат в стране.

Философ в это время много размышляет о путях развития страны и интеллигенции. Он переживал революцию как трагическую гибель всего, что было ему дорого в жизни. Булгаков считал, что в это непростое время на плечи священников ложится особая миссия по сохранению духовности и человечности. Гражданская война усилила ощущение апокалипсиса и подтолкнула Сергея Николаевича к самому важному жизненному решению.

книги Сергея Булгакова

Путь священника

В 1918 году Булгаков был рукоположен в священники. Посвящение состоится 11 июня в Даниловом монастыре. Отец Сергий тесно сотрудничает с Патриархом Тихоном и постепенно начинает играть довольно значительную роль в Русской Церкви, но война все изменила. В 1919 году он поехал в Крым, чтобы взять с собой семью, но ему не суждено было вернуться в Москву. Тогда большевики исключили Булгакова из профессорско-преподавательского состава Московского коммерческого института. В Симферополе он работает в университете и продолжает писать философские произведения. Однако пришедшая туда Советская власть вскоре лишила его этой возможности.

биография Сергея Булгакова

Эмиграция

В 1922 году Сергея Булгакова, книги которого не нравились новой советской власти, вместе с семьей отправили в Константинополь. Ему дали подписать документ о том, что он будет навсегда выслан из РСФСР и что его расстреляют в случае возвращения. Из Константинополя Булгаковы переехали в Прагу.

Сергей Николаевич никогда не стремился покидать родину, которая была ему очень дорога. Всю жизнь он гордо говорил о своем русском происхождении и активно поддерживал русскую культуру, вынужден жить за границей. Он мечтал однажды побывать в России, но этому не суждено было сбыться. Дома остался сын Булгаковых Федор, которого так и не увидели.

Пражский период

В 1922 году Сергей Булгаков приехал в Прагу, где начал работать в Русском институте на юридическом факультете. В то время Прага называлась «Русским Оксфордом», здесь после революции работали представители религиозной философии, такие как Н. Лосский, Г. Вернадский, П. Струве, П. Новгородцев. Два года Булгаков преподавал здесь богословие. Кроме того, он служил в студенческой церкви в Праге и в одном из подмосковных приходов.

Булгаковы жили в общежитии института «Свободная», где собиралась блестящая команда русских ученых и мыслителей. Отец Сергий стал основателем журнала «Духовный мир студентов», в котором публиковались интереснейшие статьи богословского содержания. Он также стал одним из главных организаторов «Русского студенческого христианского движения», в которое входили видные русские мыслители и ученые-эмигранты.

Парижский период

В 1925 году отец Серджио с семьей переехал в Париж, где при его активном участии был открыт первый православный богословский институт, деканом и профессором которого он стал. С 1925 года он совершил множество поездок, побывав почти во всех странах Европы и Северной Америки. Парижский период также отличается интенсивной философской работой Булгакова. Его самые важные произведения этого периода: трилогия «Агнец Божий», «Невеста агнца», «Утешитель», книга «Горящий куст». Как декан Сергиевского института, Сергей Булгаков создает в Париже настоящий духовный центр русской культуры. Организует работы по строительству комплекса «Сергиевское подворье». За 20 лет его руководства здесь появляется целый город построек и храмов. Кроме того, отец Сергий много работал с молодежью, став известным педагогом и наставником для студентов.

Булгаков столкнулся с большими испытаниями во время Второй мировой войны; в то время он уже был тяжело болен, но даже в этих условиях не переставал работать над созданием религиозных и философских произведений. Его очень волновала судьба своей родины и всей Европы.

Софиология С. Булгакова

Философская концепция Булгакова неразрывно связана с богословием. Центральная идея — София Премудрость Божия — не была новой для религиозной мысли, ее активно развивал В. Соловьев, но у отца Серджио она стала глубоким внутренним переживанием, откровением. Религиозно-философским произведениям Булгакова не хватало целостности и связности; скорее, он признается в своих книгах, он говорит о своем собственном мистическом опыте. Основная духовная концепция его теории, София Премудрость Божия, понимается им по-разному: от воплощенной женственности как основы мира до главной объединяющей силы существования, вселенской мудрости и благости. Теория Булгакова была осуждена Православной церковью, его не обвиняли в ереси, но об ошибках и просчетах сообщалось. Его теория не приобрела законченной формы и осталась в виде совершенно иных размышлений.

русский философ-богослов

Личная жизнь

Булгаков Сергей Николаевич жил насыщенной жизнью. В 1898 году он женился на дочери помещика Елене Ивановне Токмаковой, которая прошла вместе с ним все жизненные испытания, а их было немало. У пары было семеро детей, но выжили только двое. Смерть трехлетнего мальчика Ивашека стала для Булгакова глубоким и трагическим переживанием, побудившим мыслителя задуматься о мудрости мира. В 1939 году у священника диагностировали рак горла, перенес тяжелую операцию на голосовых связках, но потом с невероятными усилиями научился говорить. Однако в 1944 году он перенес инсульт, в результате которого 13 июля 1944 года он умер.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть