История Будды. Кем был Будда в обычной жизни? Имя Будды

История Будды, пробудившегося мудреца из клана Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, восходит к V-VI векам до нашей эры (точная дата неизвестна). Благословенный, почитаемый миром, он ходит в добре, совершенно совершенном… Его называют по-другому. Будда прожил довольно долгую жизнь, около 80 лет, и за этот период он прошел необычный путь. Но сначала о главном.

история будды

Реконструкция биографии

Прежде чем рассказывать историю Будды, следует отметить один важный нюанс. Дело в том, что в современной науке очень мало материала для научной реконструкции его биографии. Поэтому вся известная информация о Благословенных почерпнута из многочисленных буддийских текстов, например, из произведения под названием «Буддачарита» (переводится как «Жизнь Будды»). Его автор — Ашвагхоша, индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является работа «Лалитавистара». Переводится как «Подробное описание игр Будды». Над созданием этого произведения работали несколько авторов. Интересно, что именно Лалитавистара завершает процесс обожествления, обожествления Будды.

Также стоит упомянуть, что первые тексты, касающиеся Пробужденного Мудреца, начали появляться только через четыре столетия после его смерти. В то время рассказы о нем уже были немного изменены монахами, чтобы преувеличить его фигуру.

И мы должны помнить: хронологические моменты не были освещены в трудах древних индейцев. Основное внимание было уделено философским аспектам. Прочитав множество буддийских текстов, вы сможете это понять. Здесь описание мыслей Будды преобладает над рассказами того времени, когда происходили все события.

Жизнь до рождения

Если верить рассказам и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его настоящего рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Это понятие чаще встречается под названием «сансара». Этот цикл ограничен кармой — универсальным причинным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные ему удовольствия и страдания.

Итак, все началось со встречи Дипанкары (первого из 24 будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего класса, по имени Сумедхи. Его просто поразили ее спокойствие и безмятежность. После этой встречи Сумедхи поклялся достичь точно такого же состояния. Поэтому они стали называть его бодхисаттвой, тем, кто стремится пробудиться на благо всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи мертв. Но его сила и его стремление к просветлению — нет. Именно она обусловила свое многоплодие в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал развивать свою милость и мудрость. Говорят, что в предпоследнее время он родился среди богов (дэвов) и имел возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего последнего рождения. Поэтому его решением стала семья достопочтенного царя Шакья. Он знал, что люди будут больше доверять проповеди такого благородного происхождения.

бог будда

Семья, зачатие и рождение

Согласно традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (суверенным лицом) небольшого индийского княжества и главой племени Шакья — королевской семьи в предгорьях Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама — его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Однако есть и другая версия. По ее словам, Шуддходана был членом собрания кшатриев, влиятельного класса в древнеиндийском обществе, в которое входили суверенные воины.

Матерью Будды была королева Махамайя из королевства Коли. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел белый слон с шестью светлыми бивнями.

Согласно традиции Шакья, королева отправилась на роды в дом своих родителей. Но Махамая их не догнал — все случилось по дороге. Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное место — государство Непал в Южной Азии, поселение в районе Рупандехи). Именно там, прямо под деревом Ашока, родился будущий Мудрец. Произошло это в месяц вайшакха, второй с начала года, который длился с 21 апреля по 21 мая.

Согласно большинству источников, королева Махамайя умерла через несколько дней после родов.

Провидец-отшельник Асита из горного монастыря был приглашен благословить ребенка. На теле ребенка он обнаружил 32 большие человеческие следы. Провидец сказал: ребенок станет чакравартином (великим королем) или святым.

Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Церемония наименования прошла на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится как «тот, кто достиг своей цели». Были приглашены восемь ученых-брахманов, чтобы они предсказали его будущее. Все подтвердило двойную судьбу мальчика.

будда Шакьямуни

Молодость

Говоря о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась его младшая сестра Махамая. Его звали Маха Праджапати. Определенное участие в воспитании принимал и отец. Он хотел, чтобы его сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойном предсказании будущего мальчика, он всячески пытался защитить его от учений, философии и познания человеческих страданий. Специально для мальчика он приказал построить три здания.

Будущий Бог Будда превосходил всех своих сверстников во всем: в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его привлекали размышления.

Когда мальчику исполнилось 16 лет, он женился на принцессе по имени Яшодхара, дочери современного короля Сауппабудды. Через несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным сыном Будды Шакьямуни. Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Заглядывая в будущее, следует сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а затем архатом, тем, кто получил полное освобождение от клеш (омрачений и привязанностей сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула также испытала просветление, когда она просто шла рядом со своим отцом.

29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получил все, что хотел. Но я слышал: материальное благополучие — это далеко не конечная цель жизни.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на тридцатом году жизни, Сиддхартха Гаутама, будущий Будда, вышел из дворца в сопровождении возницы Чанны. И он увидел четыре шоу, которые навсегда изменили его жизнь. Это были:

  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (человек, аскетически отрекшийся от мирской жизни).
  • Старый нищий.

Именно в этот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей реальности, которая остается актуальной по сей день, несмотря на последние два с половиной тысячелетия. Он понимал, что смерть, старение, страдания и болезни неизбежны. Ни благородство, ни богатство не защитят их от них. Путь спасения проходит только через самопознание, поскольку именно через него можно понять причины страдания.

Этот день действительно сильно изменился. То, что он увидел, побудило Будду Шакьямуни покинуть свой дом, семью и все имущество. Он отказался от своей старой жизни, чтобы найти способ избавиться от страданий.

имя Будды

Обретение знаний

С этого дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды говорят, что боги заглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить его отъезд в тайне.

Как только князь выехал из города, он остановил первого попавшегося нищего и обменялся с ним одеждой, после чего освободил своего слугу. Это событие также имеет название: «Великое начало».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагрихе, городе в районе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил милостыню на улице.

Конечно, узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. Сиддхартха отказался от него, но пообещал отправиться в царство Магадха после достижения просветления.

Итак, жизнь Будды в Раджагрихе не сложилась, и он покинул город, в конце концов прибыв к двум брахманам-отшельникам, где он начал изучать йогическую медитацию. Овладев учениями, он отправился к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником и, достигнув высочайшего уровня медитативного сосредоточения, снова отправился в путь.

Его целью был юго-восток Индии. Там Сиддхартха вместе с пятью другими искателями истины стремился достичь просветления под руководством монаха Каундиньи. Методы были самые суровые: аскетизм, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Находясь на грани смерти после шести (!) Лет такого существования, он понял, что это не приводит к ясности ума, а только затуманивает его и истощает тело. Поэтому Гаутама начал пересматривать свой путь. Он вспомнил, как в детстве, погруженный в транс во время праздника начала вспашки, он чувствовал это состояние освежающей и блаженной концентрации. И нырнул в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного мышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем — к полному прекращению умственной деятельности на время.

Просветление

После отказа от самоистязаний жизнь Будды стала развиваться по-другому: он пошел бродить один и его путь продолжался, пока он не достиг рощи, расположенной недалеко от города Гайя (штат Бихар).

Случайно он наткнулся на дом женщины из деревни Суджата Нанда, которая считала Сиддхартху духом дерева. Он выглядел таким изможденным. Женщина дала ему поесть риса и молока, после чего он сел под большим фикусом (теперь называемым деревом Бодхи) и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Это не понравилось демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, всячески стараясь отвлечь его от медитации, демонстрируя привлекательность земной жизни. Однако Гаутама был непреклонен, и демон удалился.

49 дней он просидел под фикусом. И во время полнолуния, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда родился Сиддхартха, он достиг просветления. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное понимание причин человеческих страданий, природы, а также того, что нужно для достижения того же состояния для других людей.

Позже это знание было названо «Четыре благородные истины». Их можно резюмировать следующим образом: «Есть страдание. И этому есть причина — желание. Конец страдания — нирвана. И есть путь, ведущий к ее достижению, называемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, находясь в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), научить ли других тому знанию, которое он получил. Он сомневался, что они смогут прийти к Пробуждению, потому что все они полны обмана, ненависти и жадности. А идеи Просвещения очень тонкие и глубокие для понимания. Но высший дэва Брахма Сахампати (бог) защищал людей, просивших Гаутаму принести Учение в этот мир, поскольку всегда будут те, кто его поймет.

восьмеричный путь будды

Восьмеричный путь

Говоря о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть Благородный Восьмеричный Путь, по которому прошел сам Пробужденный. Это путь, ведущий к прекращению страданий и освобождению от состояния сансары. Об этом можно говорить часами, но короче говоря, Восьмеричный Путь Будды состоит из 8 правил, следуя которым вы можете добраться до Пробуждения. Вот какие они:

  1. Правильный взгляд. Это включает в себя понимание четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений обучения, которые вам необходимо испытать и сформировать в мотивации вашего поведения.
  2. Правильное намерение. Человек должен твердо верить в свое решение следовать восьмеричным путем Будды, ведущим к нирване и освобождению. И начните культивировать в себе Метту: дружелюбие, доброту, любящую доброту и доброту ко всем живым существам.
  3. Правильная речь. Отказ от пошлости и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, сплетен и конфликтов.
  4. Правильное поведение. Не убивайте, не воруйте, не развлекайтесь, не пейте, не лгите, не совершайте других злодеяний. Это путь социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
  5. Правильный образ жизни. Мы должны отказаться от всего, что может причинить страдания любому живому существу. Выберите подходящее занятие — зарабатывайте в соответствии с буддийскими ценностями. Откажитесь от роскоши, богатства и излишеств. Это избавит от зависти и прочих страстей.
  6. Правильное усилие. Стремление реализовать себя и научиться различать дхарму, радость, покой и умиротворение, сосредоточиться на достижении истины.
  7. Правильное осознание. Возможность осознавать свое тело, разум, ощущения. Пытаться научиться видеть себя как совокупность физических и психических состояний, различать «Я», разрушать его.
  8. Правильная концентрация. Войдите в глубокую медитацию или дхьяну. Это помогает достичь окончательного созерцания, быть свободным.

И это в двух словах. Во-первых, с этими понятиями связано имя Будды. И, кстати, они тоже легли в основу школы Дзэн.

будда в обычной жизни был

О распространении учения

С того момента, как Сиддхартха обрел просветление, люди начали узнавать, кто такой Будда. Он начал распространять знания. Первыми учениками были торговцы — Бхаллика и Тапусса. Гаутама подарил им волосы со своей головы, которая, согласно легендам, хранится в 98-метровой золотой ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды развивается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город для индусов, что означает то же самое, что Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже мертвы.

Затем он отправился в пригород Сарнатха, где произнес первую проповедь, в которой рассказал своим товарищам-аскетам о Восьмеричном Пути и Четырех Истинах. Все, кто его слушал, вскоре стали архатами.

В течение следующих 45 лет имя Будды становилось все более узнаваемым. Он путешествовал по Индии, обучал Учению всех, кем бы они ни были, даже каннибалами, даже воинами, даже уборщиками. Гаутаму сопровождали сангха и его община.

Всему этому научился его отец Шуддходана. Царь послал за своим сыном до 10 делегаций, чтобы они отвезли его обратно в Капилаваста. Но в обычной жизни Будда был принцем. Все давно прошло. Делегации прибыли в Сиддхартху, и в результате 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятый Будда принял это и согласился отправиться в Капилаваста. Он шел туда, по пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилаваста, Гаутама узнал о неминуемой смерти своего отца. Он подошел к нему и рассказал ему о Дхарме. Незадолго до смерти Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Маха Праджапати, который вырастил его, попросил, чтобы его приняли в сангху, но Гаутама отказался. Однако женщина его не приняла и последовала за ним вместе с несколькими знатными девушками из рода Коли и Шакья. Следовательно, Будда принял их благородно, видя, что их способность к просветлению была на одном уровне с человеческой.

кто такой Будда

Смерть

Годы жизни Будды были напряженными. Когда ему было 80, он сказал, что скоро достигнет Паринирваны, последней стадии бессмертия, и освободит свое земное тело. Перед тем, как войти в это состояние, он спросил своих учеников, есть ли у них какие-либо вопросы. Там не было. Затем он произнес свои последние слова: «Все составляющие недолговечны. С особым рвением стремитесь к своему освобождению».

Когда он умер, его кремировали в соответствии с правилами ритуала Вселенского Владыки. Останки были разделены на 8 частей и положены в основание специально возведенных для этого ступ. Считается, что некоторые памятники сохранились до наших дней. Например, храм Далада Малигава, в котором хранится зуб великого мудреца.

В обычной жизни Будда был просто статусным человеком. И, пройдя трудный путь, он стал тем, кто смог достичь высочайшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей. Он является основателем древнейшего мирового учения, имеющего неописуемый смысл. Неудивительно, что празднование дня рождения Будды — масштабный и шумный праздник, который отмечается во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), а в некоторых он является официальным. Дата меняется каждый год, но всегда приходится на апрель или май.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть