Калмыки: религия, традиции, история народа

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие по-монгольски. И почти все они проживают в Республике Калмыкия. Калмыки пришли на земли, которые когда-то назывались половецкими степями. После их прихода в 17 веке эта территория стала называться калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. Точное местоположение указано на карте.

штильуккья на карте

История

Необычный народ — калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Это начинается из Азии. Калмыки происходят из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную Монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народы, проживавшие в то время на территории Средней Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах против России, Кавказа, Китая, Азии и Кореи. При этом создавались группы воинских частей, в которых обязанности передавались по наследству. Со временем эти единицы трансформировались в этнические группы, которые существуют до сих пор. Сегодня они могут быть не так важны, как когда-то, поскольку они больше связаны с завоеванием. Например, есть группа торгоутов. Так звали людей, составлявших гвардию монгольских ханов. Группа хошутов составлялась из тех, кто находился на передовой армии, дербеты — это кавалерийская армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние беспорядки здесь были нормой. Со временем они стали причиной ее расставания. Ойратские ханы отказались подчиняться великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки практиковали шаманизм. Но активная работа миссионеров из Тибета способствовала тому, что большинство калмыков приняли буддизм. Но это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Внутренние войны продолжались. Однако буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах своего существования русские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Религия калмыков была их свободой выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали принимать меры и поощрять тех, кто принял Православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешили выехать в другие города и села России.

В конце 18 века Русское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительство России провело реорганизацию калмыцкой администрации. В полной мере сохранились традиции и права калмыцкого народа. Для управления улусом в Астраханской области создана калмыцкая экспедиция. Позднее, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственных имуществ.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России пыталось не оказывать давление на калмыков, чтобы они обратились в христиан. До революции у калмыков были сохранены права буддийского духовенства, которые были утверждены в 1640 году. Со временем калмыки начали переходить в православную веру. Религия стала быстро распространяться после открытия духовной семинарии в Астрахани, поскольку Калмыкия территориально входила в состав Астраханской епархии. Поэтому российское правительство предприняло шаги по созданию миссии, которая обратила бы калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего пика. Калмыцкий язык начали преподавать в духовных семинариях. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, благодаря которому была организована школа и открыт детский дом, где могли жить калмыки. Религия коренным образом изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получить достойное образование. Со временем школа превратилась в огромную миссионерскую школу, в которой готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцкие поселения.

Калмыки не особо активно принимали подобные революционные нововведения. Будда оставался главным богом для большинства калмыков. Православие в основном представляли выходцы из России. Калмыки не хотели менять свои глубокие традиции. Религию тоже было трудно изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос нет однозначного ответа. Среди калмыков есть православные христиане, буддисты и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории Калмыцкой области. Именно они восстановили единство и вернули государство калмыкам. 1926 год положил начало автономной Калмыцкой области, которая впоследствии стала называться Калмыцкой АССР. Но религиозная жизнь калмыков тогда сильно пострадала. Всякая религиозная деятельность была жестоко подавлена. В духовном плане калмыки столкнулись с невиданными ранее трудностями. Религия была полностью ликвидирована в середине 1930-х годов. В 1943 году калмыки были депортированы в разные районы России. И россияне пришли на их территорию. И только через 10 лет калмыки снова смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР ожила. Но до 1980-х годов на территории поселения не было законной религии. Калмыки по-прежнему чувствовали духовное угнетение. Возрождение христианства началось только в 1984 году. Началось это с открытия православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в состав Ставропольской епархии. Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. Также в Калмыкии есть буддийская община, образованная в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и кочевой образ жизни, калмыки ни на минуту не забыли своих традиций. Религия и культура этого народа всегда были связаны невидимой нитью. Калмыкам было трудно принять христианство. Светские традиции дали о себе знать. В конце концов, шаманизм практикуется на этой земле уже много лет. Это невозможно выкинуть из сердца настоящего калмыка. Своеобразие культуры этого населения до сих пор отражается в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно теряет свою традиционную принадлежность, но есть обычаи, сохранившиеся до наших дней.

Традиционные особенности

Огонь считается для калмыков священной стихией. Неоднократно упоминается в ритуальных произведениях калмыцкого народа. Глубокие традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыков считался олицетворением бога Солнца, поэтому здесь есть некоторые запреты, например, перелезть через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Не тушите огонь водой. Вам нужно подождать, пока он выключится сам по себе. Допустимо засыпать огонь песком или землей.

Культ огня считался особым ритуалом. Калмыки даже совершали ритуалы по тушению огня. Это была своего рода жертва. Культ огня — национальная особенность калмыков. Он представлен во многих исторических произведениях. Ни одна свадьба или похороны не обходились без огненного жертвоприношения. А сегодня вы можете увидеть ритуалы, в которых священник подносит животное к огню и читает особые молитвы. Для этого он просит благословения Богов на дарование счастья в семейной жизни его дочери.

Даже погребальная церемония не обходится без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый дни после погребения родственники умершего должны принести в жертву барана, накормив таким образом умершего родственника. Калмыки искренне верят, что огонь — это своеобразный проводник между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

культ огня

Калмыки твердо верят в божественную силу огня. Вот почему ни один обряд очищения не обходится без участия огня. Подобные ритуалы описаны и в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описан огненный ритуал, охраняющий путешественников в дороге. В зажженные костры насыпают горсть соли. Потом скот проходит между двумя кострами, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки тоже чистят свои дома огнем, разнося его по дому с востока на запад. После похорон следует также провести обряд очищения огнем, придерживая его руками.

В калмыцкой культуре прочно переплелись язычество и буддизм. Язычество говорит об огне как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это сам Бог Солнца. Поэтому ему следует принести в жертву всю горячую пищу. Это может быть масло, жир, горячие жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь любое невежество.

Характер калмыцкого народа

калмыцкий народ

Калмыки, как и другие этнические народы, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Этих людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Определенный максимализм присущ и калмыкам. Калмык всегда стремится к большому. Не будет тратить время и внимание на реализацию небольших проектов. Глобальность, величие и масштабность — все это отражено в сердце настоящего калмыка.

Калмыки — народ довольно самобытный. По возможности они стремятся показать свой индивидуализм и привлечь к себе как можно больше внимания. В то же время калмыки очень уважают чужую гордость.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их национальным движениям и танцам, но и по их речи. Калмыки говорят живо, гибко, бегло и лаконично. В некоторых источниках речь калмыка уподобляется пулеметному ритму.

Практически все калмыки — оптимисты. Они всегда акцентируют внимание на положительных моментах жизни, в каждом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классической народной эпопеи имели исключительно положительный результат.

Кочевые народы всегда боролись за прославление. Желание быть лидером в любом деле присуще и калмыкам. Эти люди очень горды, но не горды. Буддизм как-то очистил сознание калмыков, ведь гордость для буддиста — смертный грех.

Поскольку буддизм считается одним из основных религиозных течений Калмыкии, в республике построено множество буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

Одна из крупнейших буддийских общин проживает в Октябрьском районе Калмыкии (село Большой Царын). Здесь же находится самый величественный буддийский храм Калмыкии — Храм Великой Победы. Буддийские религиозные сооружения называют хурули. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось осуществить проект Ю.И. Сангаджиев считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой Победы были торжественно распахнуты. Хурул построен на пожертвования самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Президент Калмыкии Илюмжинов К.Н также вложил в строительство собственные средства.

Храм представляет собой здание высотой 18 метров. Центральную часть занимает молельная комната, в которой расположен алтарь. Монахи живут напротив хурула. Здесь также есть приемная для лам. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов В. Васькина и С. Коробейникова, центральный вход украшает Колесо обучения и фигурки оленей работы Николая Галушкина.

Также в хуруле есть статуя Будды Медицины и большая коллекция священных писаний и тхангоков.

калмыцкая религия

В Калмыкии есть много других буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста – центр буддийской культуры

Элиста — столица Республики Калмыкия. Его расположение указано на карте.

какую религию исповедуют калмыки

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Его украшают буддийские храмы и красочные здания восточной архитектуры. У жителей Элисты тоже восточные взгляды. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь находится самый величественный храм Будды, известный на всю Европу. Здесь же находится буддийский монастырь, любимец Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность — Золотые ворота, исполняющие все желания. Элиста — невероятно колоритный город. Калмыки — блестящий народ. Здесь вы можете полностью это испытать. Красивые национальные костюмы, танцы — все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста славится не только своими буддийскими постройками. Есть здесь и шахматные аттракционы.

калмыцкая религия и культура

Дело в том, что шахматы считаются главным увлечением калмыков. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из крупнейших не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри стоит огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не просто красивое и величественное здание. Это место для ритуалов и поклонения божеству. Храм окружен символической оградой, по периметру которой расположены 108 ступ. Вы можете войти в храм через Южные ворота, есть еще три входа. Каждый из них находится в определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Подойдя к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых стоят статуи великих буддийских монахов и мастеров.

калмыкия храм

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне находится статуя Будды Шакьямуни и молитвенный зал. Сама статуя служит хранилищем драгоценностей, благовоний, почвы, растений и зерна. Все это считается буддистами священным. Статуя покрыта сусальным золотом и бриллиантами. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, тибетских врачей, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне небольшой конференц-зал. Здесь вы также можете найти лидера буддистов республики Тело Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьяцо (Его Святейшества Далай-ламы XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. Только священники могут подняться на седьмой уровень, чтобы погрузиться в медитацию.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть