Униаты — это…Определение, понятие, история возникновение, особенности вероисповедания, отражение в фильмах и литературе

Униаты — популярный термин для восточных христиан, признающих власть римского папства. В Украине и Беларуси этот термин стал общепринятым после Брестской церковной унии (1596 г.), когда некоторые православные жители Западной России присоединились к Риму, приняв католические догматы, но при этом сохранив свой византийский обряд и канонические черты. В католических и униатских трудах тех, кто отказывался от союза, часто называли «разлучением». Термин «униаты» приобрел негативный оттенок в православной полемической литературе, украинской народной устной литературе (Думе) и некоторых украинских классических произведениях (в основном, в стихах Тараса Шевченко). В наше время украинские католики возражают против этого термина как по экклезиологическим причинам, так и из-за уничижительной коннотации, характерной для писаний противников унии. Однако многие униаты приняли это, смирившись с этим ярлыком.

Униатский культ.

Терминология

Термин «униат», как упоминалось выше, применяется к восточно-католическим церквям, которые ранее принадлежали восточным или восточным православным церквям или, в редких случаях, Ассирийской церкви Востока. Этот термин иногда считается осуждающим, но, несмотря на это, он часто использовался римскими и восточными католиками до Второго Ватиканского собора. Официальные католические документы больше не используют этот термин из-за его негативной репутации, связанной с критикой униатской церкви. По словам Джона Эриксона из Православной духовной семинарии Св. Владимира, сам термин «униат», когда-то с гордостью использовавшийся в римском общении, долгое время считался уничижительным. Даже «восточный обряд» больше не пользуется большим уважением среди униатов, поскольку он создает иллюзию, что униаты — это своего рода «неправильные» католики, отличные от своих западных коллег.

Второй Ватиканский собор подтвердил, что восточные католики являются частью единой католической церкви и должны действовать как мост между Западом и Востоком. Это заметили униаты, радуясь столь благосклонному отношению к ним со стороны Рима. Сегодня этот термин используется во всех языках мира для обозначения греко-католиков.

Исторические предпосылки

До того, как появилась униатская церковь, католическая церковь пережила множество конфликтов с восточными (православными.

Общение христианских церквей было прервано из-за разногласий в вопросах веры, согласно которым каждая сторона обвиняла другую в ереси или отклонении от истинной веры («ортодоксии»). Причастие было нарушено из-за несогласия с вопросами власти и законности избрания того или иного епископа. В этих последних случаях каждая сторона обвиняла другую в расколе, но не в ереси.

Украинский униатский епископ с Папой Римским.

Великий раскол церквей

Раскол между Востоком и Западом произошел в контексте культурных различий между греческим Востоком и латиноязычным Западом и соперничества между церквями в Риме, которые претендовали на первенство не только в вопросах чести, но и в вопросах власти и в Константинополе, который требовал паритета с Римом в вопросе управления церковью. Соперничество и непонимание вызвали споры, некоторые из которых очевидны уже в Деяниях 692. На Флорентийском соборе (1431–1445) эти споры по поводу западных богословских традиций и обычаев были включены в Никейский Символ веры.

Разделение единой христианской церкви на католическую и православную традиционно отсчитывается с 1054 года, когда Константинопольский патриарх Михаил I Керулариус и папский легат Умберто Силва Кандида взаимно отлучили друг друга от церкви (в 1965 году эти взаимные изгнания были отменены и Римом, и Константинополем). Несмотря на это событие, на протяжении многих лет две церкви продолжали поддерживать ассоциацию и, похоже, не знали ни о каком формальном или окончательном разрыве.

Однако отчуждение продолжало расти. В 1190 году восточно-православный богослов Феодор Вальсамон, который был патриархом Антиохии, писал, что «ни один латынь не должен принимать причастие, если он сначала не заявит, что он откажется от доктрины и обычаев, которые отделяют его от нас».

Впоследствии Константинопольский Патриархат был упразднен в 1204 году католическими армиями Четвертого крестового похода, и в течение двух десятилетий, в 1182 году, в Константинополе произошла резня латинян (то есть католиков). Таким образом, в XII-XIII веках обе стороны начали открыто ссориться, и каждая из них оставляла за собой право называться истинной обителью Христа. Со временем было принято называть восточную сторону Православной церковью, а западную — католической церковью.

Белорусские униаты.

Возникновение церкви униатов

После падения Константинополя в Европе появились люди, которые хотели восстановить единство католической и православной церквей. В 1438 г состоялся Флорентийский собор, во время которого велись долгие дебаты о богословских различиях между двумя церквями. Причиной этого спора стало желание некоторых кардиналов и богословов восстановить церковное единство.

Несколько европейских православных церквей в конечном итоге присоединились к Риму, образовав Восточно-католические церкви. Католический Рим приветствовал их, не заставляя их принимать обычаи Латинской церкви, так что у всех есть свое собственное литургическое, богословское, духовное и дисциплинарное наследие, определяемое культурой и историческими обстоятельствами. Например, униат-священник носит такое же облачение, как и православные служители.

Украинский униатский священник

Униаты на Украине и в Белоруссии

Предварительные попытки союза с католической церковью предпринимались несколько раз. Самой известной попыткой было подписание Флорентийской унии митрополитом Киевским Исидором, формально объединившим Русинскую православную церковь.

В 1588-1589 гг. Патриарх Константинопольский Иеремия II отправился в Восточную Европу, в частности в Речь Посполитую и Великое княжество Московское, где, наконец, с 1458 года он признал Русскую православную церковь в Москве и посвятил патриарха Московского Иова. Патриарх Иеремия II низложил митрополита Киевского Онсифора Дивочку и с одобрения короля Польши Сигизмунда III посвятил Михаила Рогозу новым митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси.

Архиепископ Кунцевич

В 1595-1596 годах некоторые епархии Западной Руси под давлением польско-литовских властей решили разорвать отношения с Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом, признав власть Папы над ними. Это решение поддержали король Польши и великий князь литовский Сигизмунд III Ваза, рассердивший некоторых епископов и видных русских дворян, а также казаков Запорожья. Эти события положили начало формату «униаты — православные», который был выгоден польско-литовской знати.

Другие восточно-католические церкви

Католики-униаты — не единственные представители «гибридных» конфессий, возникших после того, как некоторые православные христиане приняли католические нормы. Например, Маронитская церковь (Ближний Восток) считается единственной восточно-католической церковью, которая всегда оставалась в полном единстве со Святым Престолом, в то время как большинство других церквей присоединились к ней начиная с 16 века. Однако католическая церковь мелькитов и итало-албанская греко-католическая церковь также требуют постоянного общения с Папой, как и истинные католики.

Полное причастие — это взаимный причастный обмен между восточно-католическими церквями и Римской церковью, включая евхаристическое взаимодействие. С другой стороны, литургические традиции 23 восточно-католических церквей, включая византийскую, александрийскую, армянскую, восточно-сирийскую и западно-сирийскую, разделяют с другими восточно-христианскими церквями: восточноевропейской православной, балканской православной, ассирийской церковью Востока и т.д.называется Древней Церковью Востока… Хотя некоторые богословские проблемы отделяют восточно-католические церкви от других восточно-христианских (особенно православных) церквей, они позволяют членам последних совершать Евхаристию и другие таинства, руководствуясь законами восточного канона.

Примечательно, что многие восточно-католические церкви придерживаются иного подхода к священному безбрачию, чем Латинская церковь, и позволяют женатым мужчинам быть посвященными в священники (но не в епископство).

Восточно-католические церкви берут свое начало на Ближнем Востоке, в Восточной Африке, Восточной Европе и Индии. Однако с XIX века диаспора распространилась на Западную Европу, Америку и Океанию, отчасти из-за преследований местных православных христиан и, прежде всего, мусульман.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть