Философия Парменида кратко
Среди второго поколения греческих философов РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ внимания заслуживают взгляды Парменида Рё противоположная позиция Гераклита. Р’ отличие РѕС‚ Парменида, Гераклит утверждал, что РІСЃРµ РІ РјРёСЂРµ находится РІ постоянном движении Рё изменении. Если понимать РѕР±Рµ позиции буквально, РЅРё РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС… РЅРµ имеет смысла. РќРѕ сама наука философия практически ничего РЅРµ трактует буквально. Рто просто разные размышления Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ найти истину. Парменид РјРЅРѕРіРѕ работал РЅР° этом пути. Р’ чем суть его философии?
Содержание
- 1 �звестность
- 2 Основная идея
- 3 Осмысление бытия
- 4 Противоположность взглядов
- 5 Учение, которое предлагала Рлейская школа философии: Парменид, апории Зенона Рё мысль Рѕ едином
- 6 Вклад в философию
- 7 Главные тезисы
- 8 Вклад в развитие научной мысли, который принесла античная философия
- 9 Какие аргументы Гераклита против философии Парменида нам известны?
- 10 Мыслитель Парменид: философия бытия
�звестность
Парменид был очень известен РІ Древней Греции РІ дохристианскую СЌРїРѕС…Сѓ (около 5 века РґРѕ нашей СЌСЂС‹). Р’ те РґРЅРё распространилась школа Рлеи, прародителем которой был Парменид. Философия этого мыслителя хорошо раскрыта РІ знаменитом стихотворении «Рћ РїСЂРёСЂРѕРґРµ». РџРѕСЌР·РёСЏ дошла РґРѕ наших времен, РЅРѕ РЅРµ полностью. Однако его отрывки раскрывают характерные взгляды элейской школы. Зенон был учеником Парменида, который прославился РЅРµ меньше, чем его учитель.
Фундаментальная доктрина, оставленная Парменидом, философия его школы, послужила формированию первых зачатков вопросов познания, бытия и формирования онтологии. Кроме того, эта философия дала начало эпистемологии. Парменид разделял истины и мнения, что, в свою очередь, привело к развитию таких направлений, как рационализация информации и логическое мышление.
Основная идея
Общей нитью, которой придерживался Парменид, была философия бытия: РєСЂРѕРјРµ него ничего РЅРµ существует. Рто связано СЃ неспособностью думать Рѕ чем-либо, что неразрывно связано СЃ бытием. Следовательно, мыслимое — это часть бытия. РќР° этом убеждении построена теория познания Парменида. Философ задается РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј: «РњРѕР¶РµС‚ ли человек подтвердить существование бытия, почему это нельзя проверить? Однако бытие тесно связано СЃ мышлением. Р�Р· этого можно сделать вывод, что РѕРЅ, безусловно, существует».
Р’ первых строках РїРѕСЌРјС‹ «Рћ РїСЂРёСЂРѕРґРµ» Парменид, философия которого отрицает возможность существования РІРЅРµ бытия, отводит разуму главную роль РІ познании. Чувства РЅР° втором плане. Р�стина основана РЅР° рациональном знании, Р° мнение основывается РЅР° чувствах, которые РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ дать истинного знания сущности вещей, Р° только показывают РёС… РІРёРґРёРјСѓСЋ составляющую.
Осмысление бытия
РЎ самых ранних моментов зарождения философии идея бытия является логическим средством, выражающим представление РјРёСЂР° РІ форме целостного образования. Философия сформировала категории, выражающие существенные свойства реальности. Главное, СЃ чего начинается понимание, — это бытие, понятие широкое, РЅРѕ бедное РїРѕ содержанию.
Парменид впервые обращает внимание РЅР° этот философский аспект. Его стихотворение «Рћ РїСЂРёСЂРѕРґРµ» положило начало древнему Рё европейскому метафизическому мировоззрению. Р’СЃРµ различия, которыми обладает философия Парменида Рё Гераклита, основаны РЅР° онтологических открытиях Рё способах понимания истин мироздания. РћРЅРё посмотрели РЅР° онтологию СЃ разных сторон.
Противоположность взглядов
Гераклиту свойственен путь РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, загадок, аллегорий, близость Рє изречениям Рё пословицам греческого языка. Рто позволяет философу говорить Рѕ сущности бытия СЃ помощью семантических образов, охватывая знакомые явления РІРѕ всем РёС… разнообразии, РЅРѕ РІ единственном смысле.
Парменид был явно против тех фактов опыта, которые Гераклит обобщил и описал достаточно хорошо. Парменид целенаправленно и систематически применяет дедуктивное мышление. Он стал прообразом философов, которые отвергают опыт как средство познания, и все знания выводятся из общих предпосылок, существующих априори. Парменид мог полагаться только на умозаключение. Он признавал исключительно мыслимое знание, отвергая чувственное как источник иного образа мира.
Р’СЃСЏ философия Парменида Рё Гераклита была предметом внимательного изучения Рё сравнения. Фактически, РјС‹ имеем дело СЃ РґРІСѓРјСЏ противоположными теориями. Парменид РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ неподвижности бытия, РІ отличие РѕС‚ Гераклита, утверждающего подвижность всего сущего. Парменид РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что бытие Рё небытие — тождественные понятия.
Бытие неделимо Рё едино, неизменно Рё существует РІРЅРµ времени, полно само РїРѕ себе, Рё только РѕРЅРѕ является носителем истины всего сущего. Р�менно так сказал Парменид. Направление РІ философии школы Рлея РЅРµ нашло РјРЅРѕРіРѕ приверженцев, РЅРѕ надо сказать, что Р·Р° время своего существования РѕРЅРѕ нашло СЃРІРѕРёС… сторонников. Р’ целом школа дала четыре поколения мыслителей Рё только потом выродилась.
Парменид считал, что человек предпочел бы понять реальность, если бы он абстрагировался от изменчивости, образов и различий явлений и обращал внимание на целостные, простые и неизменные основы. Он говорил о множественности, изменчивости, прерывности и текучести как о концепциях, относящихся к сфере мнений.
Учение, которое предлагала Рлейская школа философии: Парменид, апории Зенона Рё мысль Рѕ едином
Как уже упоминалось, характерной чертой элеатов является доктрина непрерывности, уникальности, бесконечности, которая РІ равной степени присутствует РІ каждом элементе нашей реальности. Рлеаты впервые РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ взаимосвязи бытия Рё мышления.
Парменид считает, что «РјС‹С€Р»РµРЅРёРµ» Рё «Р±С‹С‚РёРµ» — РѕРґРЅРѕ Рё то же. Бытие неподвижно Рё едино, Рё каждое изменение РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± СѓС…РѕРґРµ определенных качеств РІ небытие. Разум, согласно Пармениду, — это путь Рє познанию Р�стины. Чувства РјРѕРіСѓС‚ вводить РІ заблуждение. Против возражений против учения Парменида выступил его ученик Зенон.
Его философия использует логические парадоксы, чтобы продемонстрировать неподвижность бытия. Его апории показывают противоречия человеческого сознания. Например, «Р›РµС‚ящая стрела» РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что РїСЂРё разделении траектории стрелки РЅР° точки получается, что отдельно РІ каждой точке стрелка неподвижна.
Вклад в философию
При общности основных понятий рассуждение Зенона содержало ряд дополнительных положений и аргументов, которые он подтверждал более строго. Парменид лишь намекнул на многие вопросы, и Зенон смог представить их в развернутой форме.
Учения элеатов направили мысль Рє разделению интеллектуального Рё чувственного знания Рѕ вещах, которые меняются, РЅРѕ имеют РІ себе особый неизменный компонент: бытие. Введение РІ философию понятий «РґРІРёР¶РµРЅРёРµ», «Р±С‹С‚РёРµ» Рё «РЅРµР±С‹С‚РёРµ» принадлежит элейской школе, прародителем которой был Парменид. Вклад этого мыслителя РІ философию трудно переоценить, хотя его взгляды РЅРµ получили слишком большого количества приверженцев.
РќРѕ школа Рлеи представляет значительный интерес для исследователей, РѕРЅР° весьма любопытна, так как является РѕРґРЅРѕР№ РёР· старейших, РІ учениях которой тесно переплетаются философия Рё математика.
Главные тезисы
Всю философию Парменида (кратко и ясно) можно выразить в трех тезисах:
- есть только бытие (нет небытия);
- есть не только бытие, но и небытие;
- понятия бытия и небытия идентичны.
Однако Парменид признает истиной только первый тезис.
�з тезисов Зенона до наших дней сохранилось всего девять (предполагается, что всего их было около 45). Самыми популярными были доказательства против движения. Мышление Зенона привело к необходимости переосмыслить такие важные методологические вопросы, как бесконечность и ее природа, соотношение между непрерывным и прерывным и другие подобные темы. Математики были вынуждены обратить внимание на хрупкость научного фундамента, что, в свою очередь, повлияло на прогресс в этой области науки. Апории Зенона участвуют в нахождении суммы бесконечной геометрической прогрессии.
Вклад в развитие научной мысли, который принесла античная философия
Парменид дал мощный толчок качественно РЅРѕРІРѕРјСѓ РїРѕРґС…РѕРґСѓ Рє математическому познанию. Благодаря его учению Рё элейской школе уровень абстракции математических знаний значительно повысился. Более конкретно, РјС‹ можем привести пример появления «РґРѕРєР°Р·Р°С‚ельства РѕС‚ противоречия», которое РЅРѕСЃРёС‚ косвенный характер. РљРѕРіРґР° РѕРЅРё используют этот метод, РѕРЅРё РёСЃС…РѕРґСЏС‚ РёР· абсурдной противоположности. Таким образом, математика начала формироваться как дедуктивная наука.
Другим последователем Парменида была Мелисс. Что интересно, РѕРЅ считается самым близким Рє учителю учеником. РћРЅ РЅРµ изучал философию профессионально, РЅРѕ считался философом-РІРѕРёРЅРѕРј. Будучи адмиралом флота Самоса РІ 441-440 РіРі. До РЅ. Р., РћРЅ нанес поражение афинянам. РќРѕ его любительская философия была высоко оценена ранними греческими историками, особенно Аристотелем. Благодаря работе «Рћ Мелиссе, Ксенофане Рё Горгии» РјС‹ знаем РјРЅРѕРіРѕРµ.
У Мелиссы бытие характеризовалось следующими характеристиками:
- он бесконечен во времени (вечном) и в пространстве;
- он единый и неизменный;
- он не знает боли и страданий.
Мелиссо отличался от мнения Парменида в том, что он принимал пространственную бесконечность бытия и, будучи оптимистом, признавал совершенство бытия, поскольку это оправдывало отсутствие страдания и боли.
Какие аргументы Гераклита против философии Парменида нам известны?
Гераклит принадлежит Рє ионической философской школе Древней Греции. РћРЅ считал стихию РѕРіРЅСЏ источником всего. Для древних греков РѕРіРѕРЅСЊ был самой легкой, тонкой Рё подвижной материей. Гераклит сравнивает РѕРіРѕРЅСЊ СЃ золотом. РџРѕ его словам, РІСЃРµ РІ РјРёСЂРµ продается как золото Рё товары. Р’ РѕРіРЅРµ философ увидел РѕСЃРЅРѕРІСѓ Рё начало всего сущего. РљРѕСЃРјРѕСЃ, например, возникает РёР· РѕРіРЅСЏ РЅР° нисходящих Рё нисходящих путях. Существует несколько версий РєРѕСЃРјРѕРіРѕРЅРёРё Гераклита. Согласно Плутарху, РѕРіРѕРЅСЊ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РїРѕ РІРѕР·РґСѓС…Сѓ. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, РІРѕР·РґСѓС… переходит РІ РІРѕРґСѓ, Р° РІРѕРґР° — РІ почву. Затем земля СЃРЅРѕРІР° загорится. Клементе предложил версию возникновения РІРѕРґС‹ РёР· РѕРіРЅСЏ, РёР· которой, как РёР· семени вселенной, образовано РІСЃРµ остальное.
Согласно Гераклиту, пространство не вечно: недостаток огня периодически сменяется его избытком. Возроди огонь, говоря о нем как о разумной силе. А мировой суд олицетворяет мировой пожар. Гераклит обобщил идею меры в концепции логоса как разумного слова и объективного закона мироздания: что есть огонь для чувства, затем логос для разума.
Мыслитель Парменид: философия бытия
РџРѕРґ философом РѕРЅ подразумевает некую существующую массу, наполняющую РјРёСЂ. РћРЅ неделим Рё РЅРµ разрушается, РєРѕРіРґР° возникает. Бытие РїРѕРґРѕР±РЅРѕ идеальному мячу, неподвижное Рё непроницаемое, равное самому себе. Философия Парменида — это, так сказать, прообраз материализма. Существование — это конечная, неподвижная, телесная, пространственно определенная материальная совокупность всего. РљСЂРѕРјРµ нее ничего нет.
Парменид считает, что суждение Рѕ существовании несуществующего (небытия) РІ РєРѕСЂРЅРµ ложно. РќРѕ такое утверждение вызывает РІРѕРїСЂРѕСЃС‹: «РљР°Рє рождается Рё РєСѓРґР° исчезает? Как РѕРЅ переходит РІ ничто Рё как возникает наша собственная мысль?»
Чтобы ответить РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, Парменид РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ невозможности мысленно выразить ничто. Философ переводит эту проблему РІ плоскость отношения между бытием Рё мышлением. РћРЅ также утверждает, что пространство Рё время РЅРµ существуют как автономные Рё независимые сущности. Рто бессознательные образы, созданные нами СЃ помощью наших органов чувств, которые постоянно обманывают нас Рё мешают нам видеть истинное разумное существо, которое идентично нашей истинной мысли.
�дея, принесенная философией Парменида и Зенона, получила продолжение в учениях Демокрита и Платона.
Аристотель критикует Парменида. Он утверждал, что философ истолковывает бытие очень однозначно. Согласно Аристотелю, это понятие может иметь несколько значений, как и любое другое.
интересно, что историки считают философа Ксенофана родоначальником элейской школы. Рђ Феофраст Рё Аристотель считают Парменида последователем Ксенофана. РќР° самом деле РІ учении Парменида есть общая нить СЃ философией Ксенофана: единство Рё неподвижность бытия — истинно существующего. РќРѕ само понятие «Р±С‹С‚РёРµ» как философская категория впервые ввел Парменид. Таким образом, РѕРЅ перевел метафизические рассуждения РЅР° уровень РїРѕРёСЃРєР° идеальной сущности вещей СЃ СѓСЂРѕРІРЅСЏ рассмотрения физической сущности. Таким образом, философия приобрела характер окончательного знания, которое является следствием самопознания Рё самооправдания человеческого разума.
Взгляд Парменида РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґСѓ (космология) лучше всего описал Рцио. Согласно этому описанию, единый РјРёСЂ окутан эфиром, РїРѕРґ огненной массой которого находится небо. РџРѕРґ небом есть серия РєРѕСЂРѕРЅ, обвивающих РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° Рё окружающих Землю. РћРґРЅР° РєРѕСЂРѕРЅР° — РѕРіРѕРЅСЊ, другая — ночь. Пространство между РЅРёРјРё частично заполнено огнем. Р’ центре земной небосвод, РїРѕРґ которым — еще РѕРґРёРЅ огненный венец. Сам РѕРіРѕРЅСЊ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ РІРёРґРµ Р±РѕРіРёРЅРё, которая всем правит. РћРЅ переносит тяжелую для женщин работу, заставляет РёС… совокупляться СЃ мужчинами, Р° мужчин СЃ женщинами. Вулканический РѕРіРѕРЅСЊ означает правление Р±РѕРіРёРЅРё любви Рё справедливости.
Солнце Рё Млечный Путь — устья, места РѕРіРЅСЏ. Живые существа возникли, как полагал Парменид, РІ результате взаимодействия земли СЃ огнем, тепла СЃ холодом, ощущениями Рё мыслями. Образ мышления зависит РѕС‚ того, что преобладает: холодное или горячее. РџСЂРё преобладании тепла живое существо становится чище Рё лучше. РЈ женщин преобладает тепло.