Каждый народ достоин своего правителя — автор и смысл выражения

В современном мире есть много выражений, которые со временем становятся крылатыми. Это размышления людей на темы жизни, силы, существования Бога… За века одна из этих фраз стала аксиомой. Они пытались интерпретировать это по-разному, использовать как предлог для беззакония, которое часто совершается правительством штата, или осуждать людей, которые допускают эти действия.

Греческий философ

Все знают античного мыслителя Сократа. Многие высказывания греческого философа относятся к взаимодействию человека и закона. Обдумайте значение предложения: «Каждый народ достоин своего правителя». Скорее всего, этим выражением Сократ имел в виду, что, выбирая власть, каждый человек должен подходить к проблеме сознательно и серьезно.

Сократ и философское собрание

Правитель, избранный большинством, означает, что это большинство достойно подчиняться тому, кто был поставлен на престол. Проходят времена, но то, что сказал Сократ, цитаты превратились в лозунги, актуально и сегодня. Их повторяли и повторяют не одно поколение мыслителей.

Греческий философ написал множество работ на тему общества. Он не раз думал о целесообразности правительства и подчинении ему народа.

Кто такой Жозеф Де Местр, и что он имел в виду, произнося знаменитую цитату

Есть известная личность в философских кругах. С ним связана известная фраза: «Каждый народ достоин своего правителя» — это франкоязычный гражданин Сардинии 18 века. Он был известен как дипломат, политик, писатель и философ. Кроме того, он был основоположником политического консерватизма. Его зовут Жозеф-Мари, граф Местр.

Жозеф-Мари, граф де Местр

Письменный диалог содержал фразу: «У каждого народа есть правительство, которого он заслуживает» — это была переписка между посланником Александра I при дворе и правительством Сардинии. О чем ты говоришь? При каких обстоятельствах это было объявлено?

27 августа 1811 года в ответ на новые законы правительства Российской империи Жозеф де Местр дал оценку действиям Александра I. Весь смысл и гнев придворного был заключен в одну фразу, которая стала крылатой. Что именно имел в виду Де Местр?

Люди должны внимательно следить за действиями лидеров власти. Если общество хочет жить достойно, правитель должен быть уместным.

люди и доверие к правительству

Право на выбор

Безнравственность действий главы государства лежит на совести народа. Если люди допускают господство невежественных, для них это нормально. А если нет, то почему это длится? А если он молчит, ничего не делает, то фраза: «Каждый народ достоин своего правителя» вполне оправдана. В таком обществе соответствующее правительство имеет право на существование. Ведь решающим звеном являются люди, они имеют право выбирать себе начальника, который им близок.

Демократическое общество — это не безликая масса людей или кучка дураков. У него есть глаза и уши, и он в первую очередь способен думать. Совершая ошибку, люди расплачиваются за это в виде недобросовестного правительства.

народный протест

Жозеф де Местр живет в России более десяти лет. За этот период политический философ успел написать множество работ на тему власти и людей. Среди русских мыслителей в России были соратники де Местра, которые смело черпали вдохновение из его трактатов и книг. Согласно литературным исследованиям, философские мысли этого автора прослеживаются в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева и других.

Русский Ильин

Конечно, если есть единомышленники, то есть и противники. Среди несогласных с утверждением, что каждый народ достоин своего правителя, был Иван Александрович Ильин. Он считал, что компания в основном состоит из людей, связанных общими интересами. Характер человеческих масс формировался веками и поколениями. При выборе лидера массы руководствуются принципом выживания.

портрет русского философа Ильина

Выражение: «У каждого народа есть то правительство, которого он заслуживает» Ильин считал ложным и глупым. По этому поводу он привел убедительные аргументы. Например, голландский. Он долгое время страдал от диктатуры властей (Гранвела и Эгмондаили), хотя по сути это был очень мирный народ. Англия (17 век) погибла при Карле I и Стюарте Кромвеле. А как насчет католических казней, гражданских войн и протестантского террора? Все это было направлено против миролюбивых и образованных людей.

Заблуждение и общественная ответственность

Ильин считал ошибкой мыться, что выразил Жозеф де Местр. Последний просто интерпретировал слова великого философа древности в соответствии с окружающей действительностью. Возможно, цитаты Сократа неверно истолкованы или просто ложны. Ильин категорически не соглашался с этими философами. По словам Ильина, даже хороший правитель может улучшить людей.

А сколько жестокости Конвента и деспотизма Наполеона стоили людям эпохи революций во Франции! Этот список можно долго продолжать чехи, сербы, румыны, славяне…

казнь Марии-Антуанетты в 1793 году

Всегда ли они заслуживали жестокого отношения к себе? Конечно, ни одно общество не может быть однобоким и массовым. Среди них есть как праведные, так и нечестивые. Ильин отмечает, что современная демократическая система избрания правителя не может полностью удовлетворить потребности каждого. Мы голосуем за имидж, созданный другими, а не за человека, которого мы хорошо знаем. Поэтому часть ответственности ложится на компанию, но она настолько мала, что выбрать мерзавца вполне можно, даже не подозревая об этом.

Библейские истоки

Лозунг о том, что каждый народ достоин своего правителя, уходит корнями в христианские писания. Библия говорит о многом. Для некоторых это очень знакомая и понятная книга. Но есть и такие, кто совершенно не понимает смысла сказанного. Есть также люди, которые отчасти принимают близко к сердцу то, что написано в Священном Писании, а отчасти не понимают и не принимают. К сожалению, слишком многие люди интерпретируют эту Великую Книгу по-разному. Поэтому фраза о том, что каждый народ заслуживает своего правителя, вызывает различные споры и становится поводом для философских разговоров. Так или иначе, согласно Писанию, вся власть исходит от Бога, нравится нам это или нет, но Бог всемогущ и ничто не может пройти перед Всевидящим оком.

Христос и люди

В христианском понимании есть закон: это Любовь. И осудить правителя, даже самого страшного, невозможно. У него будет свой собственный суд, суд Божий. Более сказано: «Люби Христа и делай, что хочешь…» Тот, кто прав, понимает, что, признав Бога в своем сердце и душе, человек не способен на преступление. Он живет по закону совести, который является голосом Бога, поэтому такому человеку не нужны писаные законы. В его сердце есть Закон, и он не будет его нарушать.

Зачем иметь правительство?

Но для тех, кто не познал Христа, необходимо именно государственное регулирование законов. Возможно, потому, что общество по большей части атеистично или абстрактно принимает Бога, не выполняя Его заповедей… И говорят, что каждая нация заслуживает своего правления, даже если люди в целом кажутся мирными. Всегда есть подводные камни. Чугун сначала погружают в огонь, затем выковывают и только потом охлаждают. Так люди, кажется, поддаются такой ковке, чтобы обнажить зловоние душ и выявить лучших, как говорится, героев. Затем, глядя на героев, мы стараемся хоть немного быть на них похожими. Наша душа смягчается и очищается в страданиях. Да, это больно, но почему-то, когда мы сыты, у нас есть все, в большей степени мы становимся неблагодарными, ленивыми и похотливыми.

Что нам всем необходимо?

Тот, кто сказал: «Каждый народ достоин своего правителя» — возможно, он понимал глубину падения человечества в целом. Если бы мы все понимали, насколько драгоценна человеческая жизнь, как важно прощать и любить, принимать и дарить радость, жить по совести, не воровать и не прелюбодействовать… А как насчет правящих деспотов, если насилие стали нормой во многих семьях. А сколько абортов (узаконенных убийств детей) сделано в мире? Так что, может быть, то, что он сказал: «Каждый народ достоин своего правителя» — было ли он прав? Сколько скрыто в наших душах? Как мы можем красиво говорить на публике, быть самодовольными и делать добрые дела. Но когда мы вернемся домой, мы можем осуждать, проклинать, обижать наших соседей, становиться деспотами, завистниками, блудниками и обжорами за закрытыми дверями.

Об этом стоит подумать. Этот спор можно продолжать еще долго. Но мы можем сказать: нам всем нужно покаяться, прежде чем просить Бога о новом правительстве.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть