Проблема антропосоциогенеза в философии

Проблема человека в философии и проблема антропосоциогенеза — это две концепции, которые разделяют единственный вопрос о том, как человек произошел из животного в физическом и духовном смысле. Великие философы нашей планеты работали и работают над этими проблемами. Великие умы, такие как Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Фридрих Энгельс, Иоганн Хейзинг, Жак Дерида, Альфред Адлер и многие другие теоретики и философы, направили свою работу на решение фундаментальных проблем антропосоциогенеза.проблема антропосоциогенеза

Что такое антропосоциогенез?

Антропосоциогенез — это процесс социального становления и физического развития Homo sapiens как вида в ходе исторических событий и в процессе образования всех звеньев эволюционной цепи. Проблема антропосоциогенеза рассматривается со стороны философии, социологии и других естественных и гуманитарных наук. Основная проблема антропосоциогенеза — это эволюционный скачок от последнего животного к человеку.

Антропосоциогенез и философия

Антропогенез рассматривает вопросы биологического развития и становления современного человека, социогенез — формирование социального общества. Поскольку эти вопросы не могут существовать отдельно друг от друга или быть последовательными в процессе развития человека, появилась концепция антропосоциогенеза. И над решением вопросов и проблем этой концепции работают в основном философы и другие ученые-теоретики. Почему проблема антропосоциогенеза является философской проблемой, объяснить достаточно легко. Дело в том, что сама теория происхождения человека не доказана и есть ряд необъяснимых фактов, не позволяющих сделать ее логичной и гармоничной.

Кроме того, с каждым днем ​​открывается все больше и больше новых фактов о жизни и обычаях первобытных народов, которые периодически ставят под сомнение большинство теорий о происхождении человека. А поскольку вопрос о происхождении Homo sapiens как вида остается открытым, тем более его социальная формация не может быть полностью раскрыта. Поэтому именно философы, исходя из возникающих фактов, пытаются воссоздать картину становления общества и личности в нем.проблема антропосоциогенеза в философии

Проблема антропосоциогенеза

До сих пор точно не известна вся предыстория человечества, каждый день ученые сталкиваются с новыми загадками и тайнами прошлого. Антропологи и философы неустанно спорят о происхождении человека. Более того, их взгляды и позиции часто противоречат друг другу. Антропологи заняты поиском «недостающего» звена в эволюции, которое помогло обезьяноподобному предку эволюционировать в современных людей. Философов интересует более глубокий вопрос: процесс формирования человека и возникновения общества.

В ходе исследования стало совершенно ясно, что животные не стали людьми в ходе какого-либо значимого события. Это был довольно длительный и постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс длился 3-4 миллиона лет. То есть намного дольше, чем вся известная нам сегодня история эволюции человека.

Антропосоциогенез сложен по своей природе, поскольку не может быть четкой последовательности в возникновении работы, общества, языка, сознания и мысли. Именно сочетание этих процессов помогло сформировать человека. Теория труда имеет наибольшее количество последователей, что указывает на то, что работа была определяющим фактором в развитии человека, и благодаря ей уже начали развиваться другие базовые социальные и физиологические навыки. Философские проблемы антропосоциогенеза заключаются в том, что работа не могла возникнуть без определенного социального взаимодействия между древними людьми. И у них уже должны быть некоторые полезные навыки, которых животным не хватает для сознательного создания и использования инструментов.

Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов следует считать появление членораздельной речи и, как следствие, подходящего языка для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают наибольшего единства и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством лингвистического описания, она приобретает так называемое значение знака. Только с помощью языка можно синхронизировать и конкретизировать мир вокруг нас. Из этого можно сделать вывод, что бизнес по изготовлению и использованию любых рабочих инструментов не мог возникнуть до появления разговорной речи.философские проблемы антропосоциогенеза

Исходя из этого, проблему антропосоциогенеза можно кратко разделить на три сообщения: трудовая деятельность (появление рабочих инструментов), язык (возникновение и развитие речи), социальная жизнь (объединение людей и установление базовых межличностных отношений и запретов). Эти основные перспективы антропосоциогенеза были определены древнегреческим философом Деметрием Фалерским.

Концепции антропосоциогенеза

Антропосоциогенез рассматривает проблему происхождения человека в двух измерениях: социальном и биологическом. В ходе работы над решением этого философского вопроса в сознании человечества было создано несколько концепций: креационистский, рабочий, игровой, психоаналитический, семиотический.

Креационистская концепция

Название этой концепции происходит от термина «креационизм», что на латыни означает «творение». Он представляет человека как нечто уникальное, то, что не могло возникнуть в этом мире без вмешательства сил извне, то есть Бога, Творец выступает не только как творец конкретного человека, но и всего мира в целом. И человек играет в этом высшую роль: он венец разума, силы и мудрости, совершенное создание.

Креационистская концепция носит строго религиозный характер. Ранее использовался мифологический подход к проблеме антропосоциогенеза. Считалось, что человек создан из космоса, воды, земли или воздуха. Основное различие между человеком и животным в том, что у человека бессмертная душа. Ислам, иудаизм и христианство согласны с этой теорией и поддерживают ее, поскольку она занимает центральное место в их религиозных учениях.

Концепция креационистов не забыта и не опровергнута, сторонники этой теории работают над ее доказательством в современном мире. Скачкообразные этапы эволюции, наличие разума, способность мыслить аналитически, нравственность — все это не могло возникнуть само по себе. Теория Большого взрыва или сверхъестественный источник творения в облике Бога: так можно объяснить эти процессы формирования человека.социальное и биологическое в человеке проблема антропосоциогенеза

Трудовая концепция

Эта концепция является продолжением теории эволюции человека Дарвина. Дарвин продемонстрировал наличие процесса эволюции в биологическом смысле, подтвердил появление различных видов и подвидов животных. Но ученый не дал конкретного и однозначного ответа на вопрос, как примат мог эволюционировать в сторону человека. Считается, что именно работа помогла превратить его в человека-примата, то есть в обезьяну. В ходе вынужденной необходимости обеспечить условия для выживания будущий Homo sapiens приобретает вертикальную осанку, меняется рука, увеличивается объем мозга и развиваются речевые навыки. Да и не только. В то же время работа заложила основы социального взаимодействия первобытных людей и, как следствие, возникновения и становления общества и нравственности.

Основываясь на работах Фридриха Энгельса, который является основоположником этой концепции, антропосоциогенез и проблема возникновения человека зависят от двух факторов:

  1. Естественный биологический фактор. Изменяющийся климат Земли вынудил предков современных людей спуститься с деревьев и приобрести новые навыки, чтобы выжить в меняющемся мире.
  2. Социальный фактор. Включает занятия с использованием самодельных инструментов; появление речевого аппарата как способа описания и передачи происходящих вокруг событий, вашего опыта, воспоминаний и так далее. Также это может включать появление запрета на сексуальные отношения близких родственников и убийство другого члена племени; достижения в области изготовления инструментов, а именно неолитическая революция.

Помимо представленных теорий, считается, что работа в первую очередь повлияла на возникновение культуры. А впоследствии сделало возможным развитие человека в физической и социальной сферах.

Игровая концепция

Концепция работы расходится с игровой моделью Дж. Хейзинги. В нем игра решает проблему антропосоциогенеза. Все свои полезные физические и социальные навыки человек получает прямо через игру. Свободная творческая деятельность, чрезмерная по отношению к материальным интересам и потребности в выживании, выраженная в игровой форме, является первопричиной формирования культуры, философии, религии и потребности в физическом развитии.проблема возникновения антропосоциогенеза человека

В современной философии, искусстве и науке нетрудно увидеть признаки игривого характера, что не позволяет отбросить эту теорию как несущественную. Как ребенок, играя, познает окружающий мир, присоединяется к существующей реальности, так и первобытный человек, играя, адаптировался и развивался в меняющемся мире. Проблема антропосоциогенеза в философии состоит в том, что с помощью какой-либо теории невозможно сравнить и определить последовательность появления признаков и факторов, определяющих биологические и социальные аспекты человеческой жизни.

Психосоматическая концепция

Короче говоря, проблема антропосоциогенеза в философии с точки зрения психосоматической модели заключается в двух концепциях: тотем и табу. Тотем родился после смерти главы общины от рук его детей. А после убийства он обожествляется и становится тотемным столбом и почитаемым предком. Табу также возникают из-за трагических событий. Религия и мораль возникают из фатальных ситуаций в сексуальной жизни общества. И именно они во многом повлияли на дальнейшее развитие культуры и самого человека.

Семиотическая концепция

Проблема антропосоциогенеза в семиотическом понятии решена с появлением языка. Когда возникло слово, и человек смог передать свои мысли другому человеку, тогда произошло культурное и социальное развитие. Семиотическая модель представляет человека как единственное существо, способное создать такую ​​систему знаков.

Космогоническая концепция

Эта теория немного связана с теорией креационистов, поскольку появление человека не рассматривается как результат эволюции, но считается, что он произошел за пределами нашего мира. Космогоническая модель предполагает, что человек был «представлен» на планете Земля другой инопланетной цивилизацией. Кто именно и с какой целью — теория на эти вопросы не отвечает. Более того, космогоническая концепция не может объяснить, как возникла жизнь в космосе.

Концепция «разумного плана»

Это совершенно новая и современная теория, раскрывающая проблему антропосоциогенеза в философии. Несмотря на новизну, он уже успел завоевать одобрение многих современных ученых и философов-теоретиков. Концепция «разумного плана» не предлагает принципиально новых представлений о биологической и социальной формации человека: она рационально связывает возникшие ранее концепции антропосоциогенеза. Исходя из этой теории, существует высшая сила, которую можно условно назвать Богом или Творцом, пока не известная современной науке. Эта сила разработала и запустила полную программу развития Вселенной. А то, как эта программа реализуется, описано в других моделях антропосоциогенеза. То есть имеют место и космогонические, и креационистские модели антропосоциогенеза: рабочие, игровые, семиотические, психосоматические, действующие как различные заранее определенные механизмы действия единой общей системы. Система, цель которой пока никому не доступна…потому что проблема антропосоциогенеза - это философская проблема

Уникальные возможности человека

Homo Sapiens — биологический вид, имеющий как сходные характеристики, так и характеристики представителя животного мира, а также полностью индивидуальный, неповторимый ни у одного другого вида и подвида на планете Земля. Рассматривая проблему с точки зрения биологического развития, можно отметить ряд качеств, существенно отличающих человека от животных и помогающих в поиске возможных решений проблемы антропосоциогенеза. Социальное и биологическое в человеке — настолько неразделимые понятия, что рассматривать эти проблемы по отдельности крайне сложно. Итак, только один человек может:

  • Изменять природу в интересах общества (животные способны удовлетворить только физиологические потребности).
  • Он рационально использует свои знания, может разумно мыслить и заниматься исследованиями и научной деятельностью (животное полагается только на свои инстинкты и рефлексы).
  • Создать серийное производство вспомогательных средств (животное при необходимости использует инструмент хаотично).
  • Адаптируйте среду под себя (животное всегда приспосабливается к существующим условиям, не пытаясь их изменить).
  • Создание объектов творчества, моральных, этических и нравственных ценностей (действия животных направлены только на практическую пользу).
  • Развивайте и создавайте условия для развития в новых сферах. Это относится к областям и средам нашей природы: воде, суше, воздуху, космическому пространству (животное не может самостоятельно изменить способ и среду для выживания).

Биосоциальные умения человека

На то, что человек является одновременно частью общества и частью органической природы, указывали еще древнегреческие философы. «Политическое животное» — это имя, которым Аристотель окрестил современного человека. Этим он хотел подчеркнуть тот факт, что в человеке сосуществуют два принципа: социальный (политический) и биологический (животный).проблема антропосоциогенеза в философии кратко

С точки зрения биологии человек — млекопитающее высшего вида. Это определение подтверждается несколькими характеристиками видов, такими как размножение, адаптация и саморегуляция. Кроме того, к биологическим свойствам можно отнести процесс возникновения вторичных половых признаков, способность овладевать языком в детстве, наличие периодов созревания человека, жизненных циклов. Биология показывает, что каждый человек полностью индивидуален, поскольку набор генов, полученных от родителей, не может быть точно продублирован.

А такие процессы, как язык, мышление, деятельность, направленная на производство, социальная и политическая деятельность, являются социальными характеристиками, которые определяют человека. Маркс также подчеркивал, что человек не может существовать без общества. Без общества ни один человек не сможет реализовать себя. Сознание и мышление человека могут быть сформированы только в результате социального взаимодействия.

Философские проблемы антропосоциогенеза указывают на то, что социальные и биологические навыки человека не могут существовать отдельно. Без процесса биологической эволюции современный человек все еще мог бы появиться, но без социальной жизни невозможно представить его формирование на уровне более высокого существа на нашей планете.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть