Катехизатор — кто это? Катехизация РІ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церкви
п»їп»їР’ нашем современном РјРёСЂРµ мало кто думает, что соблюдает церковные традиции. РќРѕ РІ этом РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ стоит винить, так как человек должен сам решить, нужно ему это или нет. Православное образование людей всех возрастов имеет большое значение РІ современном обществе. РћРЅ направлен РЅРµ только РЅР° восприятие людьми концепции веры РІ Господа Рё приближения Рє Нему, РЅРѕ Рё РЅР° привитие семейных ценностей, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ обогащение Рё развитие нравственности. Рто очень важно, потому что общество, РІ котором РјС‹ живем, СЃ каждым РіРѕРґРѕРј деградирует РёР·-Р·Р° ложных ценностей.
С целью распространения духовного развития и повышения качества религиозного образования Синодальным отделом Русской Православной Церкви с осени 2005 года разработан специальный документ, имеющий общественное значение. По его словам, за просвещение людей в вопросах религии отвечает специалист, получивший специальное образование, которого называют катехизатором. Непросвещенные люди, впервые услышавшие об этой профессии, недоумевают. Чтобы хоть немного прояснить, давайте попробуем разобраться, кто в Церкви является катехизатором.
Содержание
- 1 Основные понятия
- 2 Задачи катехизации
- 3 Основные принципы катехизации
- 4 Педагогические аспекты катехизации
- 5 Аудитория катехизации
- 6 Кто имеет право принимать участие в катехизации?
- 7 Организационная программа катехизации
- 8 Ртапы катехизации
- 9 Канонические нормы Церкви
- 10 Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь
Основные понятия
Прежде чем познакомиться с концепцией катехизатора, кем он является и чем занимается, давайте взглянем на основные определения православного образования.
Церковь прилагает большие усилия для внедрения христианства Рё просвещения людей, исповедующих эту религию. Для выполнения этих задач выполняются многочисленные процессы, которые были объединены РїРѕРґ РѕРґРЅРёРј термином: катехизация. Рто слово греческого происхождения Рё РІ переводе РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык означает образование.
Проще РіРѕРІРѕСЂСЏ, православная катехизация — это обязанность всех лиц, призванных Рє пастырскому служению или уполномоченных проповедовать, наставлять Рё обучать новообращенных христиан. Церковь, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ переставала нести веру РІ массы, что является ее главной миссией. Основная задача Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Православной Церкви — сделать христианство известным как можно большему количеству людей Рё помочь РёРј обрести веру РІ единого Бога.
Задачи катехизации
Рассматривая катехизацию, важно понимать, что православие Рё церковная жизнь — это совершенно разные вещи. Первый подразумевает образовательный путь, РїРѕ которому человек следует РІ течение определенного периода времени РїСЂРё принятии христианства, Р° второй — это общение верующих СЃ Богом через Церковь. Катехизация, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, направлена ​​на то, чтобы оказывать новым верующим РІСЃСЋ возможную помощь РІ этом Рё обучать основам религии.
Таким образом, можно выделить следующие основные задачи катехизации:
- содействие в вхождении и адаптации новообращенных верующих в христианскую общину;
- развитие христианского мировоззрения в человеке;
- помочь найти свое место в жизни и служении в Церкви.
- формирование понимания основ православной веры;
- общение с Церковью;
- освещение основ канонических и дисциплинарных норм церковной жизни;
- помощь в личном духовном развитии и жизни;
Конечная цель катехизации — обретение людьми христианского видения РјРёСЂР°, Р° также участие РІ жизни Церкви Рё ее активное служение.
Основные принципы катехизации
невозможно дать определение термину катехизатор (о котором мы поговорим чуть позже) без понимания основных принципов православного воспитания.
Среди них:
- �ерархия ценностей: Обучение православной религии, а также миссия церкви и приобщение к ней верующих должны осуществляться в соответствии с иерархией христианских ценностей.
- Христоцентризм: центром православной религии является �исус Христос, поэтому катехизация должна не только приближать человека к пониманию религии, но и приближать его к Господу. Следовательно, в процессе обучения каждый катехизатор, который будет описан позже в этой статье, обязан как можно больше участвовать в процессе обучения, просвещая новых верующих о жизни Христа и основах его учения.
- В центре внимания жизни Евхаристии является подготовка людей, желающих принять Православие, к обряду крещения и Святого Причастия.
- Сообщество: вы можете стать полноценным верующим только тогда, когда присоединитесь к христианскому сообществу.
- Неидеологизация: религия далека от государства, общества, истории, культуры и других идеологических концепций.
- Участие РІ жизни Церкви — каждый верующий должен принимать активное участие РІ жизни Церкви, чтобы делиться СЃРѕ всеми благой вестью Рѕ воскресении Христа.
- Активная открытость миру: невозможно любить Христа, не любя ближнего, поэтому каждый православный верующий должен быть открыт не только Господу, но и всем окружающим.
- Формирование истинных ценностей — православная литература утверждает, что верующие должны жить истинными, Р° РЅРµ ложными ценностями, поэтому РѕРЅРё должны иметь четкое представление Рѕ святости Рё грехе, Р° также Рѕ РґРѕР±СЂРµ Рё зле.
- Каноничность — РІСЃРµ верующие должны четко понимать канонические РЅРѕСЂРјС‹ Церкви Рё строго РёС… придерживаться.
Православное образование и посвящение людей в Церковь основаны на строгом соблюдении перечисленных выше принципов.
Педагогические аспекты катехизации
Катехизация основана на некоторых педагогических аспектах, необходимых для проведения наиболее эффективного педагогического процесса. Кроме того, православное образование делится на следующие ключевые компоненты: божественная педагогика, педагогика Промысла Божия и педагогика любви.
При этом фундаментальными составляющими образовательного процесса являются:
- компетентность;
- личность;
- последовательность;
- добровольность, ответственность, своевременность;
- диалог, любовь и смирение;
- современность.
- поиск плодовитости;
- под последовательностью;
Также не забывайте, что в процессе формирования катехизатор (а именно это мы разберем немного позже) должен постоянно стремиться к углублению понимания основополагающих принципов православной религии новообращенными христианами.
Аудитория катехизации
РџСЂРё построении процесса православного обучения важно различать катехизическую аудиторию, РЅР° которую РѕРЅРѕ направлено. Рто очень важно, так как каждый РёР· РЅРёС… требует индивидуального РїРѕРґС…РѕРґР°, без него будет просто невозможно пробудить РІ людях интерес Рє религии Рё РёС… приближению РєРѕ Христу.
Подразделяются на следующие типы паблика:
- молодежь;
- дети младшего возраста;
- люди с ограниченными возможностями.
- дети старшего возраста и подростки;
- взрослые;
К представителям каждой аудитории нужен уникальный подход, поэтому курсы катехизиса направлены на подготовку квалифицированных специалистов, которые смогут не только найти общий язык с людьми разных возрастных групп и представителями социальных слоев, но и уметь их раскрыть как личность, чтобы максимально передать основы христианства.
Кто имеет право принимать участие в катехизации?
Богословское образование — это унитарная РјРёСЃСЃРёСЏ, которую выполняют священники, диаконы, монахи Рё последователи христианства РІРѕ главе СЃ епископом. Важно понимать, что РІСЃРµ те, кто близок Рє Церкви Рё активно участвует РІ ее жизни, так или иначе являются участниками катехизации. РљСЂРѕРјРµ того, каждый член христианской общины должен РЅРµ только служить Церкви, РЅРѕ Рё всячески способствовать распространению православной религии, Р° также обучать новообращенных верующих.
Каждый участник катехизации использует разные методы и методы просвещения, которые зависят от их места в Церкви. Если одна из групп катехизаторов перестает участвовать в учебном процессе или не уделяет ему должного внимания, опыт теряет свое богатство, целостность и смысл. Пасторы в силу своего положения несут наибольшую ответственность за координацию действий катехизаторов и организацию педагогического процесса.
Организационная программа катехизации
РќР° сегодняшний день еще нет РѕСЃРЅРѕРІ для организации Рё проведения катехизаторской деятельности, РЅРѕ, как было сказано РІ начале статьи, активная работа ведется СЃ 2005 РіРѕРґР°. Рто связано СЃ тем, что раньше РЅРµ было необходимости систематизировать православное образование Рё просвещение, Р° чтение духовных РєРЅРёРі способствовало познанию религии новообращенных.
Основная проблема РїСЂРё разработке организационной программы катехизации — отсутствие штатных должностей, РІ обязанности которых будет входить знакомство людей СЃ Церковью Рё РёС… последующее формирование. Сегодня христиан получают образование РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј священники Рё РјРёСЂСЏРЅРµ.
Подготовка катехизаторов РїРѕ епархиальной образовательной программе должна включать Рё сочетать различные учебные процессы, предназначенные для представителей разных аудиторий. Его следует разделить РЅР° РґРІР° направления: образование для детей, подростков Рё молодежи, Р° также образование для взрослых. Отдельная категория — это пожилые люди, которые РІ конце жизни решили самостоятельно присоединиться Рє церкви. РџСЂРё этом формы катехизации должны работать РЅРµ РїРѕ отдельности, Р° вместе, дополняя РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° Рё составляя единый образовательный комплекс.
Для ускорения подготовки специалистов и повышения эффективности обучения необходимо создать специальную литературу для катехизаторов, а также различные учебные пособия на всех уровнях прихода.
Ртапы катехизации
Причастность Рє Церкви Рё участие РІ ее жизни РЅРµ может быть фрагментарным Рё должно происходить РїРѕРІСЃСЋРґСѓ. Рто связано СЃ тем, что христиане РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ отличить общественную Рё семейную жизнь, профессиональную деятельность РѕС‚ своей веры Рё религии. Поэтому процесс катехизации должен быть хорошо организован Рё проходить поэтапно, чтобы постепенно приобщать человека Рє основам христианства, приближать его Рє истинным духовным ценностям Рё приближать Рє Богу.
Помощь катехизаторов в этом направлена ​​на следующее:
- помощь в развитии физических и духовных способностей человека;
- формирование у новообращенных христиан основных религиозных ценностей;
- помощь в приобретении жизненного опыта, необходимого для нормальной адаптации в современном обществе и христианском сообществе.
Таким образом, курсы для катехизаторов, обязательные для всех профессионалов, которые намерены посвятить свою жизнь религиозному образованию, учат тому, что катехизация делится на следующие этапы:
- Предварительная подготовка, предполагающая разовые собеседования и консультации.
- Объявление, направленное на то, чтобы научить человека основам христианской религии и подготовить его к обряду крещения.
- Непосредственно процесс катехизации.
- Участие в церковной жизни и богослужении.
Вместе СЃ тем немаловажное значение имеет создание РІ крупных городах детской, юношеской, молодежной Рё семейной среды, благоприятной для катехизации. Рто необходимо, чтобы люди, принявшие христианство, развивались РЅРµ только РґСѓС…РѕРІРЅРѕ, РЅРѕ Рё умственно, социально Рё физически.
Канонические нормы Церкви
Принятие христианской религии состоит из следующих этапов:
- Профилактика. Ведутся беседы и изучается православная литература с целью ознакомления язычников с основами христианства.
- Предварительное собеседование. Те, кто впервые приходят в церковь, чтобы присоединиться к ней, рассказывают о себе, после чего священник читает им проповедь о христианском пути.
- Посвящение в оглашенные. Желающие принять христианство получают благословение и возложение рук, после чего им присваивается звание катехуменов первой ступени.
- Р�нтервью СЃ епископом, РІРѕ время которого оглашенные, готовые креститься, рассказывают Рѕ своем образе жизни Рё совершенных добрых делах. Рто РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ присутствии крестных родителей, которые играют важную роль.
- Катехизация. Будущие христиане проходят обучение, в том числе изучают Символ веры, Отче наш и жизнь в церковном сообществе, а также готовят их к обряду крещения. Большое внимание на этом этапе уделяется нравственному становлению оглашенных.
- Отрицание сатаны и союз со Христом. Последний этап перед крещением, подтверждающий подлинность намерений язычников обратиться в христианство.
- Принятие крещения. До или после объяснения сути таинственного обряда язычники принимали Крещение, после чего допускались к Святому Причастию.
Пройдя все эти этапы, длящиеся несколько лет, человек официально считается христианином и может полноценно участвовать в жизни Церкви и общества.
Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь
Процесс становления полноценным христианином полностью описан выше.
Однако здесь важно понимать, что одного желания недостаточно, чтобы принять православную религию, поскольку для того, чтобы пройти обряд крещения, язычник должен соответствовать ряду критериев, среди которых следующие пять являются наиболее важными:
- Непоколебимая вера согласно основам христианского учения.
- Добровольное и осознанное желание креститься.
- Понимание церковных доктрин.
- Покаяние в совершенных грехах.
- Усердие в практических делах веры.
В то же время от проводящих обряд крещения требуется обращать особое внимание на людей, желающих принять христианство, что выражается в молитве за них в обряде литургии, обучении основам православной религии и проверке подлинность и сила их веры до крещения. Если вы не будете придерживаться всех канонических стандартов церкви, то новообращенные точно не будут священнослужителями, поэтому у них не будет всей необходимой жизни и духовных знаний.
Главной миссией Церкви во все времена было открывать людям благую весть о воскресении Спасителя и учить христиан праведной жизни, которая может приблизить человека ко Христу и дать спасение душе. Поэтому каждый православный человек должен строго соблюдать наставления церкви и заповеди Божии, записанные в Священном Писании. Во всем этом одну из ключевых ролей играет катехизация, направленная на религиозное обучение, формирование понимания христианства и просвещение верующих.
Р’ современном РјРёСЂРµ каждый человек вправе сам решать, верить РІ Господа Бога или нет. Главное — абсолютно РІ любой ситуации оставаться человеком Рё РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ навредить.