Языческие боги ацтеков

Содержание
Пернатый змей Кецалькоатль
Этот бог представляет собой некий гибрид змеи и райской птицы. Соответственно, он является воплощением змеиной мудрости и красоты пернатого. Согласно легенде, Кецалькоатль подарил людям пищу – превратившись в муравья, он выкрал зерна маиса из подземных кладовых. Кроме того, пернатый змей считается изобретателем календаря. Благодарные люди строили в честь бога многочисленные храмы и пирамиды.
Кецалькоатль повелевает стихиями, это один из богов-демиургов (создателей мира и человека). Одной из его форм является Эхекатель, почитаемый, как бог ветра. Поначалу поклонение Кецалькоатлю не предполагало принесение человеческих жертв. В качестве подношения богу использовались только колибри и бабочки. Но, видимо, со временем пернатый змей стал более кровожадным, и тогда в ход пошли люди.
Самые ранние изображения Кецалькоатля относятся приблизительно к 8..5 векам до н.э. Иногда божество высекали на камне в виде грозного человека в маске и с бородой, но чаще его можно было встретить в облике змеи, частично покрытой перьями. Ацтеки верили, что пернатый змей способен воплотиться в облике человека. В частности, они считали испанского завоевателя Фернандо Кортеса одной из инкарнаций Кецалькоатля.
Боги стихии «Смерть»
Миктлантекутли был местным аналогом Аида, и заведовал местным подземным царством Миктлан. Соответствующим был его внешний вид: человек с зубастым черепом вместо головы, которая поглощала души умерших людей, а в качестве украшения выступало ожерелье из человеческих глаз. Его постоянно сопровождали летучая мышь, сова и паук.
Миктлансиуатль
Со своей супругой, богиней Миктлансиуатль, он обитает в самой нижней части Миктлана, в жилище, которое называется Тлальшикко. Вход в Миклтан защищал местный Цербер — бог Аколмистли, в виде огромной черной пумы.
По одной из версий, эта пара была создана творцами мира, ибо был нужен смотритель за миром мёртвых, а никто добровольно не соглашался. Среди нескольких богов смерти, этот был самым почитаемым. В его царство попадали люди, погибшие погибали не в войне и в жертвоприношениях. Во время обрядов, посвященных ему, практиковался каннибализм.
Теояомкуи
Одним из отождествлений бога Тепейоллотля был Теояомкуи, который был богом погибших воинов. Позднее его также добавили в число солнечных богов.
Боги огня
Шиукоатль = ЖгуГад (Xiuhcoatl) – “Огненный змей”. Олицетворение засухи и выжженной земли.
Шиутекутли = Жгу (Xiuhtecuhtli) – бог огня, властелин вулканов. Культ Шиутекутли и его изображение засвидетельствованы ещё в доольмекское время. Он был богом огня как небесного, так и подземного, жестокого, всепожирающего, но одновременно и богом домашнего очага, о чём свидетельствуют его другие имена и ипостаси:
Тота = слав.Тата (“ отец”). И сын тоже есть.
Синтеотль = Сын (Centeotl) – божество молодой кукурузы. Является сыном Тласольтеотль. Изображался в виде юноши с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной и палкой-копалкой или початками в руках. Ацтеки заимствовали его культ у хуастеков. Он считался покровителем земледельцев и золотых дел мастеров.
Покровитель жрецов Тескатлипока
В мифологии майя и ацтеков Тескатлипока почитается как владыка стихий, способный вызывать разрушительные землетрясения. Это уникальный персонаж, который одновременно является и создателем, и разрушителем мира (этакий индейский аналог бога Шива). Тескатлипока наказывает преступников и благоволит жрецам, он повелевает холодом и звездами. Иногда его воспринимали как колдуна, способного изменить свой физический облик.
Одним из атрибутов бога Тескатлипока является магическое зеркало Итлачиаякуе – дословно это можно перевести, как «место, из которого он глядит». Из этого таинственного зеркала исходит дым, который способен убивать врагов бога. В правой руке у Тескатлипока находится четыре стрелы, как символ неотвратимой кары, которую он сулит грешникам.
Надо отметить, что в мифологии индейцев Тескатлипока тяготеет к прекрасным девушкам. Однажды ему даже довелось соблазнить восхитительную Шочикецаль (богиню цветов), которая уже состояла в браке с Шочипилли. Так что добродетельный бог, любитель наказывать людей за их пороки, и сам не без греха.
Легендарные боги
Коатликуэ = ЗмееЛикая, коат — гад (Coatlicue) – изображалась в одежде из змей. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. Была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями – Сенцонуицнауа = СолнцеНощные (400 южных звёзд) и дочерью Койольшауки (Колокольчики) – богиней луны. Каждый день она поднималась на гору Коатепек = Гад Тепе (“змеиная гора”), чтобы принести жертву. Олицетворяет землю, из которой каждый день появляется солнце, прогоняя луну и звёзды. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Одновременно является богиней смерти, т.к. земля поглощает всё живущее.
Койольшауки = Колокольчики (Coyolxauhqui), “Золотые колокольчики”- имя богини Земли и Луны. Контролирует 400 божеств звёзд, Уицнауна = Вечная. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.
Мецтли, или Мештли = Месяц (Metztli, Mextli) – лунный бог, главный бог мексиканцев, давший название стране (то есть Мексика — это значит «Месяц»). Ежегодно ему приносили в жертву сотни людей. Месяц был богом войны и штормов.
По легенде, первое время луна светила также ярко как солнце, пока один из раздражённых этим богов не кинул в неё кроликом. С тех пор Мецтли изображается в виде чёрного диска или сосуда с водой, на котором нарисован кролик.
Мишкоатль = МесяцЗмей, укр. Мисливец, охотник (Mixcoatl) -– бог Полярной звезды, охоты и войн. У чичимеков тоже был богом охоты, только в виде оленя. Он сын Сиуакоатля = Сивы Змея. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках. Он убил Ицпапалотль (“когтистую бабочку”), которая изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах ( птеродактиль? )
Ицпапалотль = ИглаБабочка — “когтистая бабочка”.
Ицли = Игла (Itzli) – бог каменного ножа и жертвоприношений.
Ицлаколиуке = ИглаКолющая (Itzlacoliuhque) – бог обсидианового ножа.
Боги стихии «Вода»
Бог Опочтли относился к группе богов дождя и вероятнее всего, являлся одним из воплощений бога Тлалока. Покровительствовал он таким сферам деятельности, как рыболовство, охота, птицеловство. Именно он считался изобретателем рыболовной сети, остроги, лодочного весла и силков для охоты на птиц. На празднике, посвящённом Опочтли, разбрасывались зёрна маиса, символизирующие градины.
Опочтли
Считается, что наибольшее влияние было в ранний период истории, когда ацтеки еще очень сильно зависели от водоемов, а позднее его важность упала, ввиду развития земледелия.
Уиштосиуатль, вероятнее всего, имеет ольмекское происхождение
Согласно некоторым легендам, женой Опочтли была богиня соли и соленой воды Уиштосиуатль. Солевары и торговцы солью считали её своей покровительницей. Её одежда покрывалась голубыми волнистыми линиями, и символизировали собой водную стихию. Её голова украшалась короной с пером священной птицы кецаль. Основной частью праздника в честь этой богини, были танцы женщин вокруг воплощения богини, которая после всех церемоний умерщвлялась.
Айаутеотль
Божество Айаутеотль не входило в основной пантеон, и скорее всего, являлось локальным божеством, либо же просто напросто утратило своё влияние. Её можно было наблюдать лишь утром или вечером. Она управляла туманом и инеем, а также олицетворяла тщеславие и славу, указывая на то, что последнее, словно туман скоротечно.
Когда происходили смертельные случаи, связанные с водой, то ацтеки молились богу Атлауа, который кроме всего, покровительствовал рыбакам и лучникам.
Чальчиутликуэ
Имя богини Чальчиутликуэ, жены Тлалока, означало «она в одежде из нефрита». Она была покровительницей пресной воды, озёр, морей и рек. Кроме того, ей поклонялись как богине плодородия и деторождения. При рождении ребёнка, повитухи обмывали дитя и читали молитвы Чальчиутликуэ .Этот обряд чем-то схож с христианским крещением. Обычно она изображалась в виде молодой женщины в головном уборе, с двумя прядями волос, которая сидела рядом с водой. Те, кто решал путешествовать водным путем, приносили богине жертву и молили о её благосклонности и хорошем пути.
Боги купцов и путешественников
Кочиметль = Кочевник (Cochimetl) – бог коммерции, покровительторговцев (купцов).
Якатекутли = Ехати (Yacatecuhtli) – “Владыка, указующий пути”, бог путешествующих торговцев.
Боги стихии «Огонь»
Божество по имени Шиутекутли управляло огнём, днём, теплом и вулканами. Его культ относился к числу одних древнейших. Лицо бога раскрашивалась в красный, и чёрный цвета, которые символизировали небесный и подземный свет.
Шиутекутли
На различных церемониях довольно интересно обыгрывался его возраст: его статуя выносилась в последнюю очередь, т.к. из-за старости он ходит медленно.
Чантико
Его супруга — «Та, кто живёт в доме» или же богиня Чантико, олицетворяла собой домашний очаг и пламя вулканов. Так же в её ведении было созревание кукурузных початков. Однажды, во время поста, она не сдержалась и нарушила запрет, съев жареную рыбу с паприкой. Из-за этого, она была наказана богом Тонакатекутли, и превращена в собаку.
Уицилопочтли – кровавый бог войны
Это одно из самых темных и жестокий божеств ацтекского пантеона. Уицилопочтли (которого также называют Вицлипуцли) известен как бог войны и покровитель города Теночтитлан. Именно ему древние индейские жрецы приносили наиболее жестокие и кровавые жертвы. По легенде Уицилопочтли постоянно сражался с силами Тьмы, а силу для этого бог получал именно через жертвоприношения.
В качестве изображения божества была выбрана человекоподобная фигура, на голове которой красовался шлем, имитирующий клюв колибри. В левой руке Уицилопочтли располагался лук с четырьмя стрелами, дротики и копьеметалка. В правой руке у божества находилась дубинка в форме извивающейся змеи.
Надо сказать, что нрав Вицлипуцли вполне соответствует его грозному облику. Согласно одной из ацтекских легенд, однажды он отрубил голову своей собственной сестре по имени Койольшауки. Вы спросите, зачем он это сделал? А чтобы доставить людям удовольствие лицезреть Луну – отрубленная голова долетела до неба и каким-то образом превратилась в ночное светило. Оно и правильно. А то как бы мы читали заговоры на убывающую Луну?
Боги стихии «Небо»
Одним из главных богов ацтекского пантеона был бог войны и солнца Уицилопочтли, он же «Колибри Юга». Почему колибри? Да потому, что у индейцев Центральной Америки колибри был символом Солнца. Он являлся национальным богом ацтеком и покровительствовал Тенотчитлану, и совсем неудивительно то, что за его пределами Уицилопочтли не имел такого влияния.
Уицилопочтли
Воинственный нрав бога проявился с самого рождения. Её мать, Коатликуэ, богиня земли, была вдовой Старого Солнца, и после его смерти дала обет целомудрия. Однажды, убираясь в церкви, она нашла мяч из перьев и спрятала его за пояс юбки. Вскоре она обнаружила, что мяч пропал, а она забеременела. Его сестра Койольшауки пришла в ярость, узнав про беременность матери, и подговорила своих братьев убить её. Но прознав об этом, Уицилопочтли вышел из чрева матери в полном воинском облачении и убил своих родственников. Отрубленная голова сестры была заброшена в небо, где стала луной, а головы братьев – звёздами.
Роль Уицилопочтли в религиозной жизни ацтеков значительно возросла, когда они начали вести более агрессивную внешнюю политику. Именно в этот момент, он стал не просто богом-воином, но и богом Солнца, что позволило ему встать в один ряд с самыми важными богами.
Ацтеки верили, что именно Уицилопочтли, будучи богом войны и солнца, постоянно сражается с Тьмой, и его поражение знаменовала бы конец света. Чтобы не допустить этого, необходимо было постоянно подпитывать его жизненные силы. Именно для этого и проводились человеческие жертвоприношения, с верой, что жизненные силы, которые находятся в сердце и в крови, помогут богу одержать победу в его трудной борьбе. Совсем не удивительно то, что для многих, такая смерть считалась очень почётной, и шли они на неё с гордо поднятой головой.
Неудивительно, что именно Уицилопочтли стал прототипом Коталь Кана, воина, который с дубиной в руках (да, именно дубиной, не мечом) держит власть над Внешним миром.
Кстати, у Уицилопочтли была сестра Малинальшочи, которая повелевала обитателями пустыни. Во время сна брат решил бросить её, из-за чего та сильно обиделась и всю свою жизнь она, а позже её сын, пытались отомстить нерадивому родственнику.
В 2015 г. в честь бога Тонатиу была названа звезда в созвездии Жирафа
Бог Солнца, неба и воинов Тонатиу является одним из властителей пятой мировой эпохи, занимая место на вершине пантеона. У него были другие имена, такие как Куатемок, Пильцинтекутли или Тотек. Обычно он был изображён в виде сидящего юноши, красного цвета с солнечным диском за спиной. Можно сказать, он был самым кровожадным богом, т.к. «кровавая подпитка» была нужна ему каждый день. Именно он покровительствовал воинам-орлам, а в качестве его олицетворения выступала птица орёл.
Тескатлипок
Тескатлипок в мифологии поздних ацтеков занял место одного из главных богов. Он одновременно представал как бог-созидатель и бог-разрушитель. Изначально, он был духом воздуха, и именно он был тем богом, который привёл людей к месту их обитания и прогнал местных богов. Его важность значительно возросла, когда он стал богом судьбы, связав его с судьбой народа.
И это тоже он
Кроме того, в ряде мифах он представал в качестве главного врага Кетцалькоатля. Первопричиной этого противостояния видимо является вражда тольтеков и ацтеков. Было поверье, что Тескатлипока носился по дорогам, и нападал на каждого встречного. В случае, если цели нападения удавалось победить бога, то тот был обязан исполнить любое его желание. Специально для него вдоль дорог устанавливали скамьи, для отдыха. Считается, что одной из его ипостасей мог быть бог каменного ножа для жертвоприношений Ицли.
Тлалок
Под ведением бога Тлалока находились дождь, гром, сельское хозяйство и Юг. По легенде, наивысшего могущества он достиг в третьей из пяти эпох. Само его имя значило «Тот, кто заставляет расти». В отличие от остальных богов, он был создан другими богами. В его доме находятся четыре кувшина, в которых были дождь, засуха, ливни и болезни растений. Из-за этого, обычным изображением бога был кувшин. Если человек заболевал ревматизмом, подагрой или водянкой, то считалось, что это Тлалок наслал его. В его честь в жертву обычно приносили детей, предварительно заставив их сильно плакать. Эти самые слезы ассоциировались с дождем, который проливался с неба.
Кетцалькоатль
Одним из самых известных ацтекских богов является Кетцалькоатль, он же «пернатый змей», один из главных богов не только ацтеков, но и некоторых других племён Центральной Америки. Легенды гласят, что он был зачат после того, как его мать Чимальма проглотила драгоценный камень жад. Исследования показывают, что его культ является одним из самых древнейших. Его олицетворяли змея и птица Кетцаль. Первая символизировала землю и растительность, а птица была символом свободы, т.к. в неволе эти птицы жить не могли.
По мере своего становления, культ этого бога постепенно вытеснял других и «поглощал» других. Со временем с Кетцалькоатлем стали ассоциироваться такие боги, как бог ветра Эекатль, бог утренней звезды Тлауицкальпантекутли и др. Всё это утвердило его в качестве главного бога-созидателя. У соседей из племени майа, он был известен как Кукулькан или Кукумац.
Одной из особенностей было то, что первоначально ему не приносили человеческие жертвы, а ограничивались бабочками и колибри.
В честь Кетцалькоатля получили своё название один из крупнейших птерозавров
Согласно одним преданиям, Кетцалькоатль был изгнан его основным противником Тескатлипоком. Другая версия утверждает, что изгнание было добровольным, а напоследок, словно Карлсон, он пообещал вернуться. Это обещание сыграло довольно важную роль, в тот момент, когда прибыли испанцы, во главе с Кортесом. Борода, светлая кожа, лошади – все это убедило ацтеков в том, что перед ними некогда покинувший их бог.
Шолотль
Его «тёмным» воплощением считался бог грозы и смерти Шолотль. Он властвовал в загробном мире и вечерней звездой, мог насылать неудачи и беды, и кроме прочего, он покровительствовал близнецам и игре в мяч. На своих изображениях он выглядит как обычный скелет, или же представал в виде чудовища с собачьей головой и кривыми ногами. Последнее делает его схожим с древнеегипетским Анубисом.
Популярная версия гласит, что название «Мексика» происходит от имени бога Метцли
Наряду с Койольшауки, ещё одним богом Луны был Метцли. Согласно одному распространённому мифу, изначально, луна светила так ярко, что один из богов взял кролика с сосуда с водой и швырнул в луну. Олицетворением этого сосуда и является указанное божество.
Эекатль
Бог ветра Эекатль ассоциировался с Западом. Именно Эекатль, своим дыханием заставил солнце двигаться, когда оно ещё недвижимо висело на одном и том же месте. Но в целом же, его принято относить к числу одного из воплощений Кетцалькоатля. Интересный факт: в некоторых районах Мексики бури и сильные ветра называют эекакоатлями.
Тлауицкальпантекутли
Божество с трудновыговариваемым именем Тлауицкальпантекутли входило в число главных ацтекских божеств, и являлся олицетворением утренней звезды и Востока. Сложные взаимоотношения с Тонатиу привели к тому, что он трансформировался в бога камня и холода Ицтлаколиуки, который теперь покровительствовал правосудию.
Купить рекламу
Отключить
Боги стихии «Ночь»
Под ведением божества Тепейоллотля в ацтекской мифологии были горы и пещеры, и именно он был ответственен за землетрясения. Из-за того, что обычно он был изображен в виде ягуара, считается, что его полосатая шкура является олицетворением звёздного неба.
Тласольтеотль и Тепейоллотль
В разных легендах он мог отождествляться с другими богами, например с Миктлантекутли или Тлальтекутли.
Пильцинтекутли
Ещё одним богом стихии ночи было «альтер-эго» бога Солнца Тонатиу – Пильцинтекутли. Здесь он трансформировался в бога видений и исцеления.
Боги стихии «День»
Богиня Тласолтеотль являла собой символ очищения от помыслов сексуального характера, страсти, похоти, страсти. Являясь богиней-матерью, она ассоциировалась с землёй и деторождением, но постепенно, она стала олицетворением грехов. Со временем она стала покровительницей грешников и проституток. В её власти была возможность насылать венерические заболевания, безумие, возбудить и уничтожить страсть в человеке. Перед смертью, к человеку являлась богиня и очищала его от всех жизненных грехов. Отсюда собственно её имя, которое значит «пожирательница грязи».
Тласолтеотль
Её изображения были характерны наличием носовой вставки в виде полумесяца, змея или веревка на шее как знак похоти, одежда из хлопка, которая не прикрывает грудь. Её символом была метла из камыша, которой она «выметала» все грехи человека. В жертву ей приносили всегда девушек, и только во время засухи – мужчин.
К стихии дня также относили таких богов, как Тонатиу, Тлальтекутли, Миктлантекутли, Тлалок, Кетцалькоатль, Шиетекутли, Тескатлипок, Сентеоль, Чальчиутликуэ.
Загробный мир
Миктлан = Мидлания, Мидгард? (Mictlan) – в мифологии ацтеков загробный мир делилсяся на 9 уровней. Мидгард — последний уровень подземного мира, располагался на Севере!
Для сравнения, структура германо-скандинавской космогонической «географии» состоит только из 3-х частей: 1) небо, мир богов — Асгард; 2) земля, мир людей — Мидгард; 3) подземный мир, мир умерших — Хель. И Мидгард здесь имеет другое значение.
Шолотль = Золотой (Xolotl) – у тольтеков и ацтеков является богом света и проводником мёртвых в Миктлан (Мидгард). Ацтеки считают его братом- близнецом Кецалькоатля (Зевса). Как владыка вечерней звезды и олицетворение Венеры, он “сталкивает” солнце за океан, вызывая закат, а потом охраняет всю ночь путешествие солнца по подземному миру. Его изображают либо в виде скелета, либо человеком с собачьей головой. Все души, за исключением воинов павших в боях, отправлялись в Тонатиуичан = Дом тишины. Однако, чтобы добраться до Миктлана (Мидгарда), душам Воинов приходилось совершать полное опасностей путешествие при помощи бога Шолотля (Золотого). Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, пересечь 8 пустынь, подняться на 8 гор, вынести морозный ветер, метавший в него льдины и иглы. Последнее препятствие – широкая река, которую покойник переплывал на спине собаки (и в славянской мифологии собака (со-боку) помогает умершим переправиться в мир иной). Добравшись до правителя Мидгарда, умерший подносил ему свои дары и получал своё место в одной из 9-ти преисподних.
Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) = Правитель Мидгарда, в мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова. Согласно мифам, Кетцалькоатль (Зевс) спустился в 9-ю преисподнюю за костями умерших, чтобы создать новых людей.
Очевидно, что этот артефакт из знаменитого клада №7 и есть изображение или бога Золотого, или Правителя Мидгарда, а не просто «посмертная маска с датами рождения и смерти», как считают ученые. Изображены все 9 уровней Загробного мира, а не «цифры ацтеков».
Суровые лица воинов тольтеков (туляков) на каменных масках.
Источники
- https://valtasar.ru/bogi-actekov
- https://dtf.ru/flood/57214-panteon-actekskih-bogov
- http://russkievesti.ru/novosti/proshloe-slavyan/imena-acztekski-bogov-legko-chitayutsya-po-russki.html