«Мифы нашего мира»

Содержание

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

Легенды (Л.; от лат. legenda, «то, что надлежит прочитать») как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. В типологически отличных друг от друга культурных традициях понятие Л. описывает не вполне сходные явления и по-разному соотносится с другими фольклорными жанрами и с мифом. Так, в европейском фольклоре тексты, соотнесенные с именами «заранее» (т. е. вне данного текста) известных персонажей, повествующие о событиях и времени, в историчности которых не сомневается носитель, принято делить на Л. и предания (см. Предания и мифы). Л. связаны преимущественно с персонажами священной истории (напр., христианскими или исламскими святыми, евангельскими персонажами), предания же — с персонажами мирской истории, причем элемент чудесного в них не обязателен. Однако различение Л. и предания действительно для традиций, в которых господствующая религия сменила более ранние мифологические системы (практически это произошло только в культурах христианства и ислама), и затруднительно для тех традиций, где мировая религия (напр., буддизм в Индии) не отменила более ранние мифологические системы, а также для политеистических мифологий, не переживавших кардинальных изменений. Такое разграничение теряет всякий смысл в традициях, в которых священная история не противопоставляется мирской (профанической); здесь уместнее говорить о едином «историческом» жанре (противопоставленном мифу, сказке и иногда эпосу — в традициях, знающих этот жанр) и, применяя к нему — по традиции — термин «Л.», следует учитывать, что вне противопоставления преданию он имеет иное содержание. Противопоставление Л. другим жанрам в подобных традициях может основываться на различных признаках. Мифу, объединяемому с Л. по признаку уверенности носителей в достоверности сообщаемого и наличия элемента «чудесного», Л. может противополагаться по таким критериям, как, например, принадлежность текста всему племени или отдельному роду. Согласно описанию американского исследователя Э. Сепира, у индейцев нутка на острове Ванкувер мифы, повествующие о происхождении мира и людей, т. е. касающиеся всех, знает и имеет право рассказывать любой член племени, а Л., сообщающие о событиях, положивших начало роду, являются принадлежностью («собственностью») членов рода. В этом случае, однако, проявляется и общая для Л. разных традиций черта — их приуроченность к историческому времени, или, по крайней мере, к переходу от мифологического времени (см. Время мифическое) к историческому. (Так, по Э. Сепиру, Л. касаются именно начала, основания данного рода, т. е. событий на границе времени, осознаваемого как историческое, и времени, если не мифологического, то «доисторического».) Кроме того, в культурах, не переживших смены религиозной системы, Л. может быть противопоставлена мифу по статусу (разная степень сакральности), по наличию или отсутствию связи с культом (хотя в случае, описанном Сепиром, для родовых ритуалов могут быть существенны и события, описываемые в Л.), по персонажам: герои Л. не отличаются обликом от носителей традиции (хотя и обладают способностями, превышающими человеческие), иногда — это реальные люди, запечатлевшиеся в исторической памяти данного коллектива.

Подробнее >>

Греческий миф о шариках

Как и многие другие народы, древние греки считали, что до того, как появился наш мир, вокруг был лишь сплошной Хаос. Не было ни солнца, ни Луны – все было свалено в одну большую кучу, где вещи были неотделимы друг от друга.
Но вот пришел некий бог, посмотрел на царящий вокруг беспорядок, подумал и решил, что нехорошо все это, и взялся за дело: отделил холод от тепла, туманное утро от ясного дня и все в таком роде.
Затем он принялся за Землю, скатав ее в шарик и разделив этот шарик на пять частей: на экваторе было очень жарко, на полюсах – крайне холодно, а вот между полюсами и экватором – в самый раз, комфортнее не придумаешь. Дальше из семени неизвестного бога, скорее всего Зевса, у римлян известного как Юпитер, был создан первый человек – двуликий и тоже в форме шарика.
А потом его разорвали надвое, сделав из него мужчину и женщину – будущих нас с вами.

У каждого народа есть свои уникальные легенды и мифы, которые передаются из поколения в поколение. И каждая из этих историй по своему интересная и увлекательная. Ниже мы собрали для вас 5 интересных мифов и легенд разных народов:

Китайская

В Китае считают, что Вселенная когда-то имела форму огромного куриного яйца, в котором зародился первопредок Паньгу. Он спал в яйце 18 тысяч лет, а, проснувшись, начал искать способ выбраться наружу. Паньгу прорубил топором скорлупу.

Два начала — светлое, образованное духом Ян, и темное, образованное духом Инь, стали небом и землей соответственно. Паньгу встал на землю и уперся головой в небо, чтобы не дать им опять смешаться и превратиться в хаос. От вдохов его поднимались ветры, от выдохов — гремел гром, день наступал, когда великан открывал глаза, а когда закрывал — опускалась ночь. Каждый день Паньгу подрастал на 3 метра, благодаря чему небо становилось выше, а земля — толще.

Люди получились из паразитов, которые ползали по телу китайского первопредка Паньгу. Паньгу простоял 18 тысяч лет и умер, а голос его стал громом, вздох — ветром и облаками, левый глаз — солнцем, правый — луной, туловище — четырьмя сторонами света, кровь — реками, плоть — почвой. А вот люди получились из паразитов, которые ползали по телу Паньгу.

Прочитайте также  Древние гиганты из штата Нью-Йорк

Мифы и легенды о сотворении мира
Мифы и легенды о сотворении мира

Зороастрийская

Зороастрийцы создали интересную концепцию мироздания. По этой концепции, мир существует на протяжении 12 тыс. лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет.

Первый период — предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»).

Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населенного «тварями». Ахура-Мазда создает небо, звезды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создает планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер.

Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошел род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.

Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра.
В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века — Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти — творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище.

В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвертого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а все что останется после этого, обретет вечную жизнь.

Мифы и легенды о сотворении мира
Мифы и легенды о сотворении мира

Армянская дуальность

Армянские мифы напоминают славянские и также повествуют нам о существовании двух противоположных начал – на этот раз мужского и женского. К сожалению, миф не дает ответа на вопрос, как был создан наш мир, лишь объясняет, как все вокруг устроено. Но от этого менее интересным он не становится.
Итак, вот краткая суть: Небо и Земля – это муж и жена, которых разделил океан; Небо – это город, а Земля – кусок скалы, которую держит на своих огромных рогах не менее огромный бык – когда он качает рогами, земля трещит по швам от землетрясений. Вот, собственно, и все – так армяне представляли себе Землю.
Существует и альтернативный миф, где Земля находится посреди моря, а вокруг нее плавает Левиафан, пытаясь ухватиться за собственный хвост, и его бултыханиями также объясняли постоянные землетрясения. Когда же Левиафан наконец цапнет себя за хвост, жизнь на Земле прекратится и наступит апокалипсис. Приятного дня.

Это интересно: 3001,Мифы Ирландии (видео)

Австралийские мифы и легенды

Брачные отношения

Возникновение людей и рыб

Возникновение людей и тотемов

Возникновение огня

Возникновение полов

Возникновение человека и Солнца

День и ночь

Из книги В.Е.Томаса «Мифы и легенды Австралийских аборигенов»

Из книги Роланда Робинсона «Мифы и легенды аборигенов»

Космос и земная жизнь

Луна

2. Миф о юном Фаэтоне

Это история о том, насколько губительными могут быть неразумные желания человека.

Фаэтон преодолел множество препятствий и трудностей на своём пути и всё же смог добраться до ярко-сияющего дворца Гелиоса. Когда бог Гелиос увидел Фаэтона, то очень обрадовался и пригласил его в свой роскошный дворец. Между ними начался интересный разговор, в котором Фаэтон рассказал о множество насмешек в свою сторону, так как никто не верит в то что он сын Бога солнца. Тронут этими рассказами, Бог Гелиос твердо подтвердил, что он действительно его отец.

Обрадовавшись что увидел сына, бог Гелиос пообещал выполнить одно любое его желание. Улсышав это, Фаэтон сказал, что очень мечтает прокатиться по небу на его золотой колеснице.

Гелиос настойчиво пытался убедить сына отказаться от этого желания, так как это очень опасно. Но он не смог переубедить его и был вынужден сдержать своё обещание. Гелиос привез Фаэтона к колеснице и предупредил его, что нужно держать эту горящую колесницу посередине между землёй и небесами, чтобы ни одно из них не сгорело.

Фаэтон с нетерпением вскочил на колесницу, и к утру огненные кони тут же устремились к небу. Но испугавшись от невероятной высоты и страшного небесного скорпиона, Фаэтон выронил вожжи.

Никем не управляемые кони слишком сильно приблизились к земле. Зажглись множество полей, лесов и городов. Из-за огромного и страшного пожара погибали звери и люди. Богиня земли, Гея, не смогла остановить пожар и попросила бога Зевса о помощи. Тот, разгневавшись, поразил колесницу своими молниями, и вызвал дождь, который потушил весь огонь.

© Jl FilpoC / Wikimedia

Юный Фаэтон разбился вместе с колесницей. После гибели он превратился в звезду, которая ярко светит людям с неба. А плачущих возле его могилы сестёр и маму, боги превратили в деревья, а их слёзы в янтарь. Бог Гелиос долго горевал из-за смерти своего сына, и многие дни солнце не всходило над землёй.

Откуда пошли народы и кто такие великаны-прародители


Николай Рерих. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент). 1913. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород

В фольклоре восточных славян сохранились легенды о происхождении народов — «соседей» и «иноземцев». Многие легенды восходят к библейским мотивам, например в народе ходили вольные толкования сюжета о Вавилонской башне. В других версиях появление народов связывали с историческими событиями или с мифологическими временами, когда землю населяли великаны.

Создавали этносы, по легендам, чаще всего Бог, черт или апостолы Петр и Павел. Как правило, прародитель народа, который представлял рассказчик, считался героем, чего не скажешь о «чужих» прародителях. В поздних версиях различия между этносами тоже объясняли разными исходными материалами. Например, «свой» — из глины, а соседний, или же «чужой», — из мягкого непрактичного теста. В одной украинской легенде так говорилось о происхождении поляков. В другой — что людей разных этносов сварил черт в одном котле со смолой и зельями. Национальные отличия объясняли разным временем варки: сначала черт достал украинца, следом литовца, затем немца, татарина и представителей других народов.

Прародителей древних народов легенды представляли грозными гигантами, жившими во времена сотворения мира. Лес был им по колено, здоровались они через реку и могли разговаривать друг с другом на большом расстоянии. Их существование «подтверждали» высокие курганы и огромные кости древних животных, которые находили в земле. По одним поверьям — Бог истребил могучих людей. За то, что они не соблюдали заповедей и проливали кровь, он наслал на них великий потоп. По другим — гиганты продолжали жить в мире людей: обитали в дремучих лесах и высоких горах. Позднее эти образы проникли в былины, например Святогор в них представлялся «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Великанов-чужаков в славянских сказаниях всегда побеждали богатыри.

В фольклоре бытовали легенды о происхождении волшебных людей и фантастических народов. Считалось, что они обитали на земле в глубокой древности. На севере Руси такие народы прозвали «чудью» или «панами». Словом «чудь» поселенцы-славяне еще называли другие северные этносы, а также любые древние кости и останки, которые относили к мифическим временам и народам.

Многие поверья о фантастических этносах появились на Руси с византийскими книгами. К примеру, были популярны легенды о «дивьих» людях — персонажах с собачьими головами и лицами на груди или трехногих и трехглазых. Такие легенды рассказывали о походах Александра Македонского в далекие земли и о его встречах с «дивными народами». Более поздние версии утверждали, что «дивьи» люди до сих пор живут на Урале, через пещеры спускаются с гор, ходят невидимые среди людей и предвещают будущее.

Мифы о происхождении человека для детей

Мифы о происхождении человека для детей

Что же может почерпнуть для себя ребенок в этих легендах? Что нового он узнает, читая мифы народов о происхождении человека?

В первую очередь это позволит ему ознакомиться с культурой и жизнью народа, который существовал в доисторические времена. Поскольку для мифа характерен образный тип мышления, ребенок довольно легко его воспримет и сможет усвоить необходимую информацию. Для детей это те же самые сказки, и, подобно сказкам, они наполнены той же моралью и информацией. При чтении их ребенок научится развивать процессы своего мышления, научится извлекать для себя пользу из чтения и делать выводы.

Миф о происхождении людей даст ребенку ответ на волнующий вопрос – откуда же я появился? Конечно, ответ будет являться неправильным, но дети воспринимают все на веру, и поэтому он удовлетворит интерес ребенка. Читая приведенный выше греческий миф о происхождении человека, ребенок также сможет понять, почему для человечества так важен огонь и как он был открыт. Это пригодится в последующем обучении ребенка в начальной школе.

Скандинавский миф о ледяном гиганте

Казалось бы, что между китайцами и скандинавами нет ничего общего — ан нет, у викингов тоже был свой гигант — первоначало всего, только звали его Имир, и был он ледяной и с дубиной. До его появления мир был разделен на Муспельхейм и Нифльхейм – царства огня и льда соответственно. А между ними простирался Гиннунгагап, символизировавший абсолютный хаос, и там от слияния двух противоположных стихий был рожден Имир.
А теперь ближе к нам, к людям. Когда Имир вспотел, то вместе с потом из его правой подмышки вылезли мужчина и женщина. Странно, да, мы это понимаем — ну вот такие они, суровые викинги, ничего не поделаешь. Но вернемся к сути. Мужчину звали Бури, был у него сын Бёр, а у Бёра было три сына – Один, Вили и Ве. Три брата были богами и правили Асгардом. Этого им показалось мало, и решили они прадедушку Имира убить, сделав из него мир.
Имир был не рад, но его никто не спрашивал. В процессе он пролил немало крови – достаточно, чтобы заполнить ею моря и океаны; из черепа несчастного братья сотворили небесный свод, кости ему переломали, сделав из них горы и булыжники, а из развороченных мозгов бедного Имира сделали облака.
Сей новый мир Один и компания тут же решили заселить: так они нашли на берегу моря два прекрасных дерева – ясень и ольху, сделав из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину, тем самым дав начало человеческой расе.

3. Легенда о зелёных детях Вулпита

В один солнечный день 12-го века, крестьяне из деревни Вулпит, Англия, работали в поле. Собирая урожай, они заметили, как двое детей, девочка и мальчик, приближаются к ним. И каким большим было их удивление, когда уже вблизи они заметили, что у этих детей кожа зелёного цвета.

Зелёные дети говорили на непонятном для всех языке, но всё же смогли знаками показать, что они голодны. Несмотря на свой голод, они отказывались от любой еды, кроме зелёных бобов.

Через некоторое время дети всё же научились есть другую пищу, и постепенно их кожа теряла зелёный цвет. Мальчик, из-за того что был более болезненным, умер через несколько месяцев. А девочке удалось остаться в живых.

Исследователи говорят, что эта легенда может быть правдой, поскольку эти дети могли быть пленниками, которые сбежали с медных рудников. А долгий контакт с медью объясняет их зеленоватый цвет кожи.

На въезде в поселок Вулпит стоит памятный знак о зеленых детях. © Rod Bacon / Wikimedia

Греческая мифология о появлении человека

Греческий миф о происхождении человека

Греческий миф о происхождении человека повествует, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.

Вообще в греческой мифологии любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких как Одиссей или Ясон, и помогают им.

6. Легенда о леди Годиве

Леди Годива была прекрасной женой графа Леофрика, могущественного магната Англии. Однажды она пошла на рынок, где услышала о чём говорят местные фермеры. Они жаловались на то, что от них требуют слишком больше налоги. Горожанам нужно было платить за всё: окна в доме, еду, навоз лошадей и ещё много другое. Леди Годива не смогла пройти мимо и вступила с ними в разговор, чтобы узнать побольше о чём они говорят.

Годива выслушала все жалобы горожан, после чего согласилась с тем, что это слишком несправедливые и изнурительные налоги. Благородная леди пообещала им, что убедит своего мужа избавить их от столь огромной тяжести, после чего отправилась домой, оставив за собой лица удивленных фермеров.

Целый год она спорила со своим мужем, чтобы тот изменил налоги, но ей никак не удавалось его убедить. Она предлагала другие способы изъятия налогов, и даже сама написала письмо для короля, но граф Леофрик так и оставался упрямым и не хотел исполнять её просьбы.

Но всё начало меняться одним летним вечером, когда их споры достигли точки кипения. Леофрик сказал своей жене, что не может просто так отменить налоги, ведь что о нём подумает король. На это Годива ответила, что его не должно так сильно волновать мнение других.

В итоге взбешенный Леофрик сказал Годиве, что если благополучие жителей волнует её сильнее, чем мнения других, то пусть докажет это, пройдя по городу голой. Он поклялся что отменит налоги, если она это сделает.

Леофрик ни за что не верил, что его жена пойдет на такое. Но она была на много умнее и расчетливее, чем он думал. На следующий день, как только взошло солнце и запели петушки, леди Годива отправилась в город, чтобы поговорить с горожанами. Она настойчиво просила их всех закрыть все окна и двери и не смотреть на неё, пока она проезжает по городу. Горожане поклялись, что исполнят её просьбу.

Когда леди ехала обнаженной верхом на коне, в городе не было ни ярмарки, ни играющих детей, ни даже лающих собак. Она гордо держала голову вверх, ходя по тихому городу, потому что жители сдержали своё слово. А вот любопытный мальчик, по имени Том, все же решил взглянуть через маленькое отверстие, чтобы увидеть леди, после чего мгновенно ослеп.

После того как леди Годива закончила поездку, её муж был вынужден написать королю о своем плане изменить налоги.

Тематика мифов обширна, с их помощью люди пыталась объяснить происхождение земли и космоса (космогония), непонятные для них природные явления, проблемы жизни и смерти (эсхатология).

Один из основных вопросов, на который отвечают предания и сказания, это зарождение земли и планет. У многих народов этот процесс представлен в мифах как результат действия сверхъестественной силы, всемогущего существа или богов. До творения была пустота, или же всюду была только вода, или царил бесконечный хаос – таким мир видели древние создатели мифов. Затем сверхъестественная сила создала землю, небо и всех их обитателей. У скандинавов такой силой был великан, у египтян – бог-творец Пта, у шумеров – боги, у индейцев – Великий Небесный Дух. Во многих случаях эти идеи перешли в религиозные учения.

Отдельный вопрос – конец жизни на земле. Древние германцы представляли его как финальную битву богов, индейцы – как превращение людей в звезды после появления на небе звезды смерти. Идеи о финальной битве сил добра и зла, о появлении знамения на небе перед концом света вошли во многие религии, что подтверждает связь мифологии и религии.

Темой многих мифов являлось объяснение происхождения явлений природы, появления животных и растений. Движение планет зачастую связывали с действиями богов: в греческих мифах восход солнца объяснялся появлением на небе колесницы бога Феба. У северо-американских индейцев растение маис (кукуруза) ассоциировалось с образом девушки с шелковистыми волосами.

С возникновением государств появилась потребность в понимании, почему одни люди правят другими. В древних цивилизациях Китая, Египта, Индии, инков и других народов мифы разъясняли, что власть правителей основана на их божественном происхождении.

Значительное место в мифологической тематике отводилось героям, наделенных неведомой силой и сражавшихся с многочисленными врагами. В русской мифологии это богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие. У скандинавов-викингов бог Тор сражался с великанами, олицетворением зла. В английских сказаниях Беовульф воевал с драконами и заплатил своей жизнью за победу над Ужасом-Летающим -по-Ночам.

Общие черты и влияние на мировую культуру

В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.

5. Легенда о двух влюблённых бабочках

Монумент Лян Шаньбо и Чжу Интай в Вероне, Италия, недалеко от Гробницы Джульетты. © Andrijko Z. / Wikimedia

Это китайская легенда о двоих возлюбленных.

Чжу Интай была прекрасной девушкой из богатого семейства Чжу. Она была единственной дочерью в семье и у неё было 8 братьев. Женщины тогда обычно не посещали школы, поэтому ей долго пришлось убеждать отца, чтобы он позволил ей, переодевшись в мальчика, пойти учиться.

По пути в большой город Ханчжоу, она встретила юношу Лян Шаньбо, который также шёл на учёбу. Вскоре они хорошо подружились и начали проводить очень много времени вместе. Они оба почувствовали особую связь между собой, и поэтому решили принести клятву братства на высоком мосту. Три года они учились вместе, и Интай не успела заметить как влюбилась в Шаньбо. Она много раз пыталась намекнуть ему, что она девушка, но Шаньбо ничего не понимал. За эти три года никто не заметил, что Интай на самом деле не парень.

Однако у родителей Интай были другие планы, так как они уже выбрали для неё богатого жениха. Узнав об этом, Шаньбо так сильно огорчился, что заболел и вскоре умер. В день принужденной свадьбы Интай, сильный вихрь приносит её к могиле возлюбленного. Прислонившись к могиле, она, со слезами на лице, молит её открыться. И тут внезапно гремит гром и могила открывается. Интай прыгает в могилу, чтобы снова быть с любимым. Затем пропасть сомкнулась так же быстро, как появилась. Их души превращаются в двух прекрасных бабочек, которые вылетели из ущелья. Кружась вместе, они поднимались всё выше и выше, так чтобы никто уже не смог их разделить. Души несчастных влюбленных наконец-то соединились вместе.

Мифология народов мира

Практически у каждого народа существует своя мифология, поэтому мы не берёмся в короткой статье даже перечислять их. Издана энциклопедия «Мифы народов мира» в 2 томах.

Главный редактор: Сергей Александрович Токарев, советский этнограф, историк этнографической науки, исследователь религиозных воззрений, доктор исторических наук. В энциклопедии изложены мифологические представления различных народов мира. Здесь предоставлена подробная информация о богах, духах, полубожественных и демонических персонажах, эпических героях, основных мифологических мотивах и образах.

1. Легенда о докторе Фаусте

Легенда о Фаусте появилась в Европе, в средневековом периоде. Его история быстро распространялась и охватывала интерес и воображение людей. Поэтому появлялись всё новые слухи и многочисленные перестановки о его истории.

Первоначальный и истинный персонаж Фауста, вероятно, был утерян. В различных версиях легенд его звали по разному: Генрих Фауст, Иоганн Фауст или Георг Фауст. Но как бы его не называли, Фауст относится к человеку, который, по легенде, желал получить сверхъестественные силы и ради этого продал свою душу дьяволу.

Генрих Фауст был германским ученым, который, несмотря на свои многочисленные достижения, не чувствовал удовлетворения и жаждал большего, чем обычная человеческая жизнь. Желая преодолеть человеческие ограничения, получить знания и узнать смысл существования, Фауст прибегнул к магии.

Согласно легенде, он заключил договор с дьяволом. Тот отправил ему нечистого духа Мефистофеля, который должен будет исполнить все желания Фауста. В обмен на все знания мира и силу, Фауст пообещал свою душу, которую должен будет отдать через 24 года.

Все эти годы для Фауста были наполнены успехом и земными наслаждениями. Но когда он почувствовал приближение смерти, то начал раскаиваться в том что предался дьяволу и погубил свою душу. По истечении срока, дьявол забрал душу Фауста и сделал его своим вечным рабом. Так Фауст расплатился за своё высокомерие и желание быть чем-то больше чем обычный человек.

Мрачное подземное царство Аида

колесница аида
Раз уж речь зашла о потусторонних демонах, обрекающих оступившегося человека на вечную муку, то нельзя не вспомнить Аида — повелителя подземного царства мрака и ужаса. Сквозь бездонную пропасть протекает река Стикс, уносящая души умерших всё глубже под землю, а Аид взирает на всё это со своего золотого трона.

Аид не одинок в своём подземном царстве, там же обитают боги сновидений, посылающие людям и жуткие кошмары, и радостные сны. В древних мифах и легендах говорится, что бродит в царстве Аида чудовищная Ламия — приведение с ослиными ногами. Ламия похищает новорожденных, чтобы напиться их крови, если дом, в котором живёт мать и младенец, был проклят нечестивым человеком.

У трона Аида стоит юный и прекрасный бог сна Гипнос, силе которого никто не может противиться. На своих крыльях он неслышно носится над землёй и переливает свой снотворный напиток из золотого рога. Гипнос способен послать сладкие видения, но он может и погрузить в вечный сон.

Предания, сохранившие значение до наших дней

Когда мы рассуждаем об устных преданиях, мы в основном употребляем прошедшее время. Однако и в наши дни сохранились сказания, которые до сих пор имеют огромное  значение для народов, которые передают эти истории от поколения к поколению. Поговорим о них подробнее.

Шежере

Этот устный народный эпос сложно однозначно отнести к какому-то определенному жанру. Ведь это и легенды о героях,и рассказы о сражениях древности, и вполне бытовые зарисовки. Но главное — шежере — это устная родословная, в которой перечисляются предки того или иного рода. В основном такой эпос распространен среди тюркских народов, в основном в Башкирии.

Башкирское шежереБашкирское шежере

Некоторым шежене — более тысячи лет. Однако во времена Советского Союза шежере последовательно уничтожались, так что до наших дней дошли около 150 башкирских шежере. Однако в последние годы эта устная традиция активно возрождается. В Башкортостане был даже учрежден праздник «Шежере-байрам», во время которого старшее поколение передает свои знания, опыт и мудрость младшему поколению.

Якутский эпос олонхо

Этот эпос — древнейшее искусство якутов. Он входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО вопреки тому, что Россия не ратифицировала конвенцию ООН об охране нематериального культурного наследия.

Герои якутского эпосаГерои якутского эпоса

А значит наша страна, по идее, не может включать в список обычаи и традиции народов, населяющих нашу страну. Тем не менее, после продолжительной исследовательской работы ученых со всего мира, эпос олонхо в 2005 году был включен в список наряду с другими культурологическими сокровищами. Эпосу был присвоен статус «Шедевр устного нематериального культурного наследия человечества». Но чем же эти сказания так хороши?

Многие исследователи сравнивают якутские сказания с  древнегреческой мифологией и называют «северной Илиадой». Действительно, эпос поражает своей масштабностью и поэтичностью. Правда или нет, но сами якуты утверждают, что некоторые песни сказители — олонхосуты могут исполнять без перерыва семь дней и семь ночей. К слову, раньше такие сказители были в каждом селении, а сегодня эта профессия почти утрачена. Однако сейчас традиции восстанавливают, так что эпос снова начинает жить и развиваться

4. Миф об Орфее и Эвридике

В древнегреческой мифологии, Орфей, сын бога Аполлона, умел очень красиво играть на лире. Он пел с таким совершенством, что никто не мог устоять перед его мелодиями, даже деревья, камни, звери и боги.

Однажды Орфей влюбился в очень красивую и дивную женщину по имени Эвридика. Через некоторое время они поженились, но их счастливая совместная жизнь длилась недолго. Во время прогулки по лесу, Эвридику укусила змея и она умерла.

Когда бог Аид услышал его пение, ему настолько понравилось, что он позволил юноше взять возлюбленную обратно в мир живых, но с одним условием. Орфей не должен увидеть Эвридику, пока они оба не окажутся в мире живых. До этого момента, она будет следовать за мужем словно тень. Если Орфей нарушит условие, то навсегда потеряет свою возлюбленную.

© Сергей Панасенко-Михалкин

И вот Орфей почти дошёл до мира живых, но он никак не мог услышать звуки шагов своей жены. Поэтому он обернулся, чтобы убедиться в том, что его не обманули. Но стоило ему только увидеть её и протянуть руку, как Эвридика исчезла навсегда.

Весь остаток своих дней Орфей ходил по миру, поя о своей трагичной любви.

Примеры

Рассмотрим несколько примеров мифологизации сознания на представителях разных народов.

Индейцы Аризоны

Мифы и древние легенды: мифологизация сознания народов мира

Иногда мифы скрывают глубокие истины. Так, в пустыне Аризона (США) является круглый «Каньон дьявола». Сейчас ученые установили, что это – огромный кратер от метеорита, который упал не позднее 20000 лет назад.

За это время там сменилось много племен и сотни поколений. Но местные индейцырассказывали гораздо раньше ученых, «Каньон дьявола» образовался от падения на землю «небесного огня».

События из глубоко прошлого! Древние племена не могут правильно трактовать события и придают мистическое описание обычным вещам. Например, падение метеорита могут описать, как спуск на землю «небесного огня».

Догоны

Догоны – народ, живущий в Мали (Африка) – в своих мифах наделяли особым значением Сириус – самую яркую звезду. Они считали, что Сириус на самом деле – тройная звезда, вокруг центральной звезды вращаются еще две маленькие и очень тяжелые звезды-спутники. Это на самом деле так, но увидеть спутники Сириуса возможно только в современный мощный телескоп.

Троя

Мифы и древние легенды: мифологизация сознания народов мира

Ученые долгое время считали, что поэмы Гомера о Троянской войне, где действуют боги, – это лишь литературное измышление. Но потом Генрих Шлиман, который поверил в реальность тех событий, на основании свидетельств Гомера нашел и раскопал руины Трои.

Древнетюркская мифология о том, как появился человек

Тюркский миф о происхождении человека

Древнетюркский миф о происхождении человека прародительницей человеческого рода, а также творцом земли, называет богиню Умай. Она в виде белого лебедя летала над водой, которая существовала всегда, и искала землю, но не нашла ее. Она снесла яйцо прямо в воду, но яйцо тотчас же утонуло. Тогда богиня решила сделать гнездо на воде, но перья, из которых она его сделала, оказались непрочными, и волны разбили гнездо. Богиня задержала дыхание и нырнула до самого дна. Она вынесла оттуда в клюве клочок земли. Тогда бог Тенгри увидел ее страдания и послал Умай трех рыб из железа. Она положила землю на спину одной из рыб, и та начала расти, пока не образовалась вся земная суша. После чего богиня снесла яйцо, из которого появился весь человеческий род, птицы, звери, деревья и все остальное.

Что же можно определить, прочитав этот тюркский миф о происхождении человека? Видно общее сходство с уже известными нам легендами Древней Греции и Китая. Некая божественная сила создает людей, а именно из яйца, что очень похоже на китайское сказание о Паньгу. Таким образом, понятно, что изначально люди ассоциировали создание самих себя по аналогии с живыми существами, которых они могли наблюдать. Также прослеживается невероятное почитание материнского начала, женщины как продолжательницы жизни.

Чернобог и Белобог

Жена как часть мужа


Феликс Петуваш. Иллюстрация к книге Султана Хан-Гирея «Черкесские предания» (фрагмент). 1986. Национальный музей Республики Адыгея, Майкоп

Легенды славян сохраняли традиционное представление о том, что сначала Бог создает мужчину, а затем его жену. В преданиях встречались несколько версий сотворения женщины. Самым распространенным был библейский мотив творения из ребра первого мужчины. Вместе с ним бытовали сюжеты о создании из глины или теста, реже упоминались в качестве материала цветы или ветки ивы.

В поздних преданиях часто акцентировалось внимание на разном материале первых людей. Например, в одной из легенд мужчину Бог создал из земли, а женщину из теста — и оставил их на солнце сохнуть. Но пробегающая мимо собака женщину съела. И тогда Бог наделил мужчину душой, а затем взял у него ребро, чтобы создать ему новую жену. Иногда изготовление женщины преподносилось как случайное событие: собака вытащила у спящего мужчины ребро и надгрызла, раздосадованный Бог отнял его у животного, принес первому человеку и сотворил женщину. На Украине был распространен еще менее романтический сюжет. В легендах упоминали, что женщин Бог создал из хвоста черта, поэтому они лукавые и хитрые.

Почему Бог выбрал именно ребро? Глину он посчитал неподходящей. Решил взять часть тела Адама, но рассудил: если голову — будет слишком умной, ногу — «будет бегать от него». Поэтому Бог выбрал ребро слева от сердца, чтобы жена сердечно любила мужа.

Читайте также:

  • Как славяне представляли сотворение мира
  • Свои люди
  • Животные и растения в русских суевериях

Источники

  • http://ml.volny.edu/index.html
  • https://obrazovanie-gid.ru/soobscheniya/soobschenie-na-temu-mify-i-legendy-raznyh-narodov-5-klass.html
  • https://tayna24.ru/mifyi-i-legendyi-o-sotvorenii-mira/
  • https://school1208.ru/raznoe/mify.html
  • https://www.culture.ru/materials/254664/kak-poyavilsya-chelovek-legendy-raznykh-narodov
  • https://FB.ru/article/186052/mif-o-proishojdenii-lyudey-mifyi-narodov-mira
  • https://sci-hit.com/2018/02/5-samyh-neobychnyh-mifov-raznyh-narodov-o-sotvorenii-mira.html
  • https://valtasar.ru/pletopis/ancentmyf.php
  • https://dzen.ru/a/YuTZxWdkDzJymdY2
  • https://soldat.pro/2019/03/01/mify-i-drevnie-legendy-mifologizaciia-soznaniia-narodov-mira/
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть