Ибн Таймия: биография, этапы жизни, труды, высказывания, легенды и исторические факты

Шейх уль-ислам ибн Таймия (1263-1328) был суннитским исламским богословом, родившимся в Харране, расположенном на территории современной Турции недалеко от сирийской границы. Он жил в смутные времена монгольских нашествий. Как член школы Ибн Ханбала, он стремился вернуть ислам к его истокам: Корану и Сунне (пророческие традиции Мухаммеда). Шейх ибн Таймия не считал монголов истинными мусульманами и призывал к войне против них. Он считал, что истинный ислам основан на образе жизни и вере салафов (первых мусульман). Он критиковал шиитов и суфиев за поклонение своим имамам и шейхам и веру в их божественность. Он также осудил культ мощей святых и паломничество к ним.

Шейх аль-Ислам ибн Таймия был нетерпимым по отношению к христианам. Он утверждал, что эта религия исказила учение Иисуса, которое было посланием ислама. Он также подверг критике исламскую философию и обвинил Ибн Рушда, Ибн Сину и аль-Фраби в неверии за их утверждения о вечности мира, которые не оставляют места для Аллаха. Ибн Таймия, сотрудничая с властями, часто вступал с ними в конфликты. Сами правители назначили его на высокие посты и заключили в тюрьму, не согласившись с его взглядами. Однако у него было много последователей, и около 100 000 человек, включая многих женщин, оплакивали его на похоронах.

Ибн Таймия много сделал для возрождения популярности ханбалитской школы права. Его часто цитируют исламисты. Мыслители двадцатого века, такие как Сайид Кутб и Сайид Абул Ала Маудуди, приняли его веру в то, что мусульмане, не соблюдающие законы шариата, живут в невежестве.

Могила Ибн Таймийи

Биография

Шейхул-Ислам ибн Таймия родился 22.01.1263 в Харране (Месопотамия) в семье известных богословов. Его дед, Абу аль-Баркат Маджиддин ибн Таймия аль-Ханбали (умер в 1255 г.), преподавал в школе фикха Ханбали. Также хорошо известны достижения его отца Шихабуддина Абдулхалима ибн Таймийи (ум. 1284 г.).

В 1268 году монгольское нашествие вынудило семью переехать в Дамаск, которым тогда правили египетские мамлюки. Здесь его отец проповедовал с кафедры мечети Омейядов. Следуя по его стопам, его сын учился у великих ученых своего времени, в том числе у Зайнаб бинт Макки, от которого он узнал хадисы (изречения Пророка Мухаммеда).

Шейх уль-ислам ибн Таймия был прилежным учеником и знал светские и религиозные науки своего времени. Он уделял особое внимание арабской литературе и, помимо математики и каллиграфии, изучал грамматику и лексикографию. Его отец учил его закону, он стал представителем юридической школы ханбалитов, хотя оставался верным ей на протяжении всей своей жизни, приобрел обширные знания Корана и хадисов. Он также изучал догматическое богословие (калам), философию и суфизм, которые позже подверг резкой критике.

Биография Ибн Таймийи характеризуется постоянными конфликтами с властями. Уже в 1293 году он вступил в конфликт с правителем Сирии, который простил христианина, обвиненного в оскорблении Пророка, и приговорил его к смерти. Акт непослушания завершился первым из многих, совершенных Ибн Таймией. В 1298 году его обвинили в антропоморфизме (приписывание Богу человеческих качеств) и в презрительной критике законности догматического богословия.

Цитадель Каира

В 1282 году Ибн Таймия был назначен профессором права в Ханбали, он также проповедовал в Великой мечети. Он начал осуждать как суфиев, так и монголов, ислам которых он не признавал. Ибн Тамия издал фетву, в которой обвинил монголов в том, что они не предпочитают шариат, а свой собственный закон Ясы, и, следовательно, живут в невежестве. По этой причине долг каждого верующего — вести против них джихад. После того, как монголы потерпели поражение от Аббасидов в 1258 году, мусульманский мир распался на более мелкие политические единицы. Ибн Таймия хотел воссоединить ислам.

В 1299 году он был уволен со своего поста после фетвы (юридического заключения), которая не понравилась другим юристам. Однако на следующий год султан снова завербовал его, на этот раз для поддержки антимонгольской кампании в Каире, для которой он был подходящим. Однако в Каире он попал в немилость властей из-за его буквального понимания стихов Корана, в которых Бог был описан как обладающий частями тела, и был заключен в тюрьму на 18 месяцев. Освобожденный в 1308 году, богослов вскоре снова был заключен в тюрьму за осуждение суфийских молитв святым. Ибн Таймия содержался в тюрьмах Каира и Александрии.

В 1313 году ему разрешили возобновить преподавание в Дамаске, где он провел последние 15 лет своей жизни. Здесь он собрал кружок своих учеников.

В 1318 году султан запретил ему высказывать суждения о разводе, так как он не разделял широко распространенного мнения о законности одностороннего развода. Когда он продолжил говорить на эту тему, его посадили в тюрьму. Освобожденный снова в 1321 году, он снова был заключен в тюрьму в 1326 году, но продолжал писать, пока ему не отказали перо и бумага.

Последний арест в биографии Ибн Таймийи в 1326 году был вызван осуждением им шиитского ислама в то время, когда власти пытались улучшить отношения с его представителями. Он умер в тюрьме 26 сентября 1328 года. На его похороны пришли тысячи его сторонников, в том числе женщины. Его могила сохранилась и широко почитается.

Хан Газы

Политическая деятельность

Биография шейха ибн Таймийи говорит о его политической деятельности. В 1300 году он участвовал в сопротивлении монгольской оккупации Дамаска и лично отправился в лагерь монгольского генерала, чтобы договориться об освобождении заключенных, настаивая на освобождении христиан как «защищенных людей» и мусульман. В 1305 году он принял участие в битве против монголов в Шахаве, где воевал против различных шиитских группировок в Сирии.

Полемика

Шейх уль-ислам ибн Таймия категорически возражал против:

  • школа Иттихади, которая развивалась на основе учения Ибн Араби (умер в 1240 г.), взгляды которого он осуждал как еретические и антихристианские.
  • суфийский Орден Рифаи;
  • кесерванские шииты в Ливане;

Взгляды

Шейх Ислам ибн Таймия считал, что большинство исламских богословов его времени отклонялись от правильного понимания Корана и священной традиции (Сунны). Он искал:

  • возродить православную мысль и смежные дисциплины.
  • искоренение верований и обычаев, которые он считал чуждыми исламу;
  • восстановить понимание истинной приверженности Таухиду (монотеизму);

Ибн Таймия считал, что первые три поколения ислама — Мухаммад, его сподвижники и их последователи из первых поколений мусульман — были лучшими образцами для подражания в исламской жизни. Их практика вместе с Кораном, по его мнению, была безошибочным путеводителем по жизни. Любое отклонение от них рассматривается им как предложение или нововведение и должно быть запрещено.

известно следующее высказывание Ибн Таймийи: «Что могут сделать со мной мои враги? Мой рай в моем сердце; куда бы я ни пошел, он со мной неотделим от меня. Для меня тюрьма — это камера отшельника; казнь — шанс стать мучеником; изгнание — это возможность путешествовать».

Мечеть, где учил Ибн Таймийя

Коранический буквализм

Исламский богослов предпочел предельно буквальное толкование Корана. Его противники приписывают заблуждениям Ибн Таймийи антропоморфизм. Он считал верными метафорические ссылки на руку, ногу, голени и лицо Аллаха, хотя и настаивал на том, что рука Аллаха несравнима с руками его творений. Известно, что Аллах сойдет с небес в Судный день, как Он сойдет с кафедры. Некоторые из его критиков утверждали, что это нарушает исламскую концепцию Таухид (божественное единство).

Суфизм

Ибн Таймия был резким критиком антиномических интерпретаций исламского мистицизма (суфизма). Он считал, что исламские законы (шариат) должны применяться как к обычным мусульманам, так и к мистикам.

Большинство богословов (включая салафитов) считали, что он отверг вероучение, используемое большинством суфиев (кредо аль-Ашари). Это, по-видимому, подтверждается некоторыми из его сочинений, особенно в «Аль-Акидат аль-Ваасития», в котором он опровергает методологию Ашари, Джахмити и Мутазили, принятую суфиями в отношении утверждения Атрибутов Аллаха.

Однако некоторые немусульманские богословы оспаривают это утверждение. В 1973 году Джордж Макдиси опубликовал в Американском журнале арабских исследований статью «Ибн Таймия: суфий ордена Кадирийа», в которой утверждал, что исламский богослов сам был кадарским суфием и выступал против только антиномических версий суфизма. В подтверждение своих взглядов его последователи цитируют труд «Шарх Футух аль-Гайб», который представляет собой комментарий к произведению известного суфийского шейха Абдула Кадира Джилани «Откровения невидимого». Ибн Таймийа упоминается в литературе ордена Кадирийа как звено в их духовной традиции. Он сам писал, что носил благословенный суфийский плащ шейха Абдул Кадира Джилани, среди которого были два суфийских шейха.

Потолок павильона гробницы Хафиза Ширази

О святынях

Как сторонник Таухида, Ибн Таймийа крайне скептически относится к отказу от какой-либо необоснованной религиозной чести святыням (даже Аль-Аксе в Иерусалиме), так что они не равны и никоим образом не соперничают со святостью двух самых почитаемых святынь. Исламские мечети — Меккан (Масджид аль-Харам) и Медина (Масджид ан-Набави).

О христианстве

Ислам ибн Таймия написал развернутый ответ на письмо епископа Антиохийского Павла (1140–1180), получившее широкое распространение в мусульманском мире. Он отверг часто цитируемый хадис о том, что любой, кто причиняет вред зимми (член защищенного сообщества), причиняет ему вред, как ложный, утверждая, что этот хадис был «абсолютной защитой для неверующих» и, более того, был пародией на справедливость, поскольку Что касается мусульман, то бывают случаи, когда они заслуживают физического наказания и причинения вреда. С этой точки зрения христиане должны «чувствовать себя покорными», когда платят налог джизья.

Мусульмане должны отделиться и дистанцироваться от других общин. Диссимиляция должна охватывать все аспекты жизни, практики, одежды, молитвы и поклонения. Ибн Таймия цитирует хадис, согласно которому тот, кто культивирует сходство с людьми, является одним из них. Некоторые мусульмане действительно соблюдают некоторые христианские праздники, участвуя в процессиях и раскрашивая пасхальные яйца, готовя особые блюда, нося новую одежду, украшая дома и разжигая костры. По его мнению, верующим следует не только не участвовать в таком празднике, но и не продавать всего, что может быть для этого необходимо, и дарить подарки христианам.

Ибн Таймия придерживался правила, запрещавшего неверным носить ту же одежду, что и мусульмане. Он также поддерживал сбор джизьи у монахов, которые занимались сельским хозяйством или торговлей, в то время как в некоторых местах все монахи и священники были освобождены от этого налога.

Цитадель Дамаска

Имам ибн Таймия подчеркнул, что мусульмане не должны вступать в союзы с христианами, как это произошло во время войн против монголов. Все, что могло разрушить жесткий монотеизм ислама, должно было быть отвергнуто.

Христиане жаловались, что закрытие их церквей было нарушением Пакта Умара, но Ибн Таймия постановил, что если султан решит разрушить каждую церковь на мусульманской территории, он будет иметь на это право.

Шииты Фатимиды, слишком снисходительные в отношениях с христианами, были предметом многочисленных обвинений с его стороны. Они правили вне закона шариата, поэтому, по его словам, неудивительно, что они потерпели поражение от крестоносцев. Таймия посоветовал нанять менее способного мусульманина, чем более способного христианина, хотя многие халифы практиковали обратное. По его словам, мусульманам не нужны христиане, они должны «быть независимыми от них». Такие практики, как посещение гробниц святых, молитва им, подготовка знамен, формирование шествий для лидеров суфийских орденов, были заимствованными нововведениями (биду). Троица, распятие и даже Евхаристия были христианскими символами.

Ибн Таймия утверждал, что Библия была искажена (с учетом тахрифа). Он отрицал, что стих 2:62 Корана может дать христианам надежду на утешение, утверждая, что в нем упоминаются только те, кто верил в послание Мухаммеда. Только те, кто принял Мухаммеда как пророка, могут рассчитывать на то, чтобы оказаться среди праведников.

Наследие

Плодотворная творческая биография шейхуль-ислама ибн Таймийи оставила значительный сборник произведений, который широко переиздается в Сирии, Египте, Аравии и Индии. Его произведения расширяли и оправдывали его религиозную и политическую деятельность и отличались богатым содержанием, трезвостью и искусным полемическим стилем. Среди множества книг и эссе, написанных Ибн Таймийей, выделяются следующие работы:

  • Аль-Убудия (подданный Аллаха»). Чингисхан изучает Коран
  • Аль-Фуркан — это работа Ибн Таймийи о суфизме с критикой современных практик, включая поклонение святым и чудеса.
  • «Маджму аль-Фатва» («Великое собрание фетв»). Например, тома 10-11 содержат юридические заключения, объясняющие суфизм и этику.
  • «Минхадж ас-Сунна» («Путь сунны») — это полемика с шиитским богословом Алламом Хилли, в котором автор критикует шиизм, хариджи, мутазилитов и ашаритов.
  • Аль-Иман (Вера»).
  • «Аль-Асма ва’с-Сифат» («Имена и атрибуты Аллаха»).
  • «Опровержение логиков» — это попытка бросить вызов греческой логике и тезисам Ибн Сины, аль-Фараби, Ибн Сабины. В книге автор подвергает суфиям цензуру за использование танцев и музыки для достижения религиозного экстаза.

Аль-Акида аль-Ваасития («Символ веры» — одна из самых известных книг Таймийи, написанная в ответ на просьбу судьи васиты изложить его взгляды на исламское богословие. Эта книга состоит из нескольких глав. В первой главе автор идентифицировал группу верующих, которых он назвал Аль-Фирка ан-Наджийя (Партия освобождения). И он цитирует хадис, в котором Мухаммад обещал, что только группа его верных последователей останется до Дня Воскресения. Ибн Таймийа дает определение джама а и говорит, что только одна секта из 73 войдет в джанну (рай). Во второй главе представлена ​​точка зрения Ахус-Сунны, в которой перечислены атрибуты Аллаха, основанные на Коране и Сунне без отрицания, антропоморфизм, тахриф (изменение) и такиф (сомнение). Кроме того, в книге описаны 6 столпов мусульманской веры: вера в Аллаха, его ангелов, пророков, Писание, Судный день и Предопределение.

Биография ибн Таймии: ученики и последователи

Это Ибн Катир (1301-1372), ибн аль-Кайим (1292-1350), ад-Дахаби (1274-1348), Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792).

На протяжении всей истории Ибн Таймия восхвалялся суннитскими учеными и мыслителями.

По словам Ибн Касира, он настолько хорошо знал фикх мазхаба, что знал его лучше, чем последователи этого мусульманского направления своего времени. Он был специалистом по фундаментальным и вспомогательным вопросам, грамматике, языку и другим наукам. Каждый ученый, разговаривавший с ним, считал его экспертом в своей области знаний. Что касается хадисов, он был хафизом, способным различать слабых и сильных из своих передатчиков.

Другой ученик Ибн Таймийи ад-Дахаби назвал его непревзойденным человеком с точки зрения знаний, познания, интеллекта, запоминания, щедрости, аскетизма, чрезмерного мужества и обилия письменных работ. И это не было преувеличением. Ему не было равных ни среди имамов, ни среди последователей, ни среди их преемников.

Более современный суннитский мыслитель, арабский реформатор 18-го века Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб изучал труды и биографию Ибн Таймийи и стремился возродить его учение. Его ученики в 1926 году взяли под свой контроль территорию современной Саудовской Аравии, где была признана только юридическая школа Ибн Ханбала. Труды Ибн Таймийи стали основой современного салафизма. Усама бен Ладен упомянул об этом.

Среди других последователей Ибн Таймийи — мыслитель Сайид Кутб, который использовал некоторые из своих сочинений для оправдания восстания против мусульманского правительства и общества.

Исламский богослов почитается как интеллектуальный и духовный архетип многих салафитов. Ибн Таймия также является источником ваххабизма, строго традиционного движения, основанного Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом, который черпал свои идеи из своих писаний. Он оказал влияние на различные движения, которые стремятся реформировать традиционные идеологии, обращаясь к источникам. Террористические организации, такие как «Талибан», «Аль-Каида», «Боко Харам» и «Исламское государство», часто ссылаются на Ибн Таймию в своей пропаганде, чтобы оправдать свои преступления против женщин, шиитов, суфиев и представителей других религий.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть