Католические иконы: отличия от православных

Иногда считается, что иконы есть только в православии. Это не совсем правда. У католиков тоже есть иконы. Однако у них есть существенные отличия. Рассмотрим особенности иконописи и фотографии католических икон.
Как отличить
Есть определенные отличия. Так, в католических изображениях левая рука святого лежит вверху справа, а в православных — правая рука вверху слева. Подписи на иконах в католицизме пишутся на латыни. А по православным — греческий канон. В русской традиции это возможно и в церковнославянских письмах.
Отличия православных и католических икон
Таким образом, главное отличие католической иконы от православной — это большая «живость», эмоциональность изображения, что делает изображение более похожим на картину. Изначально в католицизме было больше картин с библейской фактурой, чем изображений святых. Поэтому средства выражения — фигуры и мимика, яркость красок — у католических и православных икон сильно различаются. Например, у католического святого вместо нимба может быть корона. В православной традиции это невозможно. Все это связано с назначением значка. В католицизме их чаще помещают для красоты и создания религиозной обстановки, а не для молитвы.
Сейчас в католицизме существует достаточное количество икон, которые не являются сюжетом, а представляют собой образ святого. Но и они демонстрируют большую эмоциональность мимики, предписанных деталей и светотени, чем православные христиане. На православных иконах могут быть невозможные детали, например, сердце на католической иконе Божией Матери «Непорочное Сердце».
В чём смысл икон в католичестве и православии
Отличительные черты православных и католических икон обусловлены культурными традициями и некоторыми различиями в мировоззрении католиков и православных.
Изначально школа православной иконописи сформировалась под влиянием византийской школы. Она, в свою очередь, находилась под сильным влиянием восточной традиции, характеристиками которой были плавные линии, строгость, величие, торжественность, великолепие. Цель изображения здесь — заставить человека молиться, стремиться к Богу и ни к чему другому.
Католическая икона родилась при разных обстоятельствах. Он родился как иллюстрация на религиозную тему. Его работа — учить, наставлять, рассказывать истории из Библии, а не пробуждать настроение молитвы. Чувственность икон была одной из причин, по которой протестанты отвергли их как изображения, которые не имели ничего общего с божественным.
Отличие канонов
В Православии есть четко прописанный канон иконописи — правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, за исключением цветов, диапазон которых может варьироваться в разных школах иконописи. Однако цвет всегда несет смысловую нагрузку.
Например, по канону Богородица одета в пурпурное платье (символ величия) и синюю тунику (символ неба, вечного мира). Его значок обозначается греческими буквами MR-MF. Всегда есть нимб. Следует отметить, что в православии есть изображения Богородицы в короне. Это элемент, заимствованный у католиков или униатов. В этом случае корона не заменяет нимб, но одновременно присутствует на иконе.
Также существуют каноны изображения Иисуса Христа и святых. По канону сходства с портретом быть не должно, но характерные черты делают изображение узнаваемым. Другими составляющими канона являются двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение объектов по мере их удаления) и отсутствие теней. Все это призвано наилучшим образом передать образ божественного царства, в котором находятся святые.
Для католической иконы нет канонов, регулирующих ее написание. Это портрет или картина, отличительной чертой которой является присутствие святых и религиозного сюжета. Все остальное продиктовано фантазией художника. Католическая икона написана автором. Чаще всего известен точно человек, который его написал. С другой стороны, в православной иконописи анонимность обычна, так как над одной иконой часто работают разные иконописцы. Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильнее было бы называть их «иконой школы Андрея Рублева» или «иконой школы Феофана Грека».
Общие иконы
Есть иконы, одинаково почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и другие, почитаются католиками. Или икона католической традиции «Нежность Серафимо-Дивеевская». Перед ней молился преподобный Серафим Саровский. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманская молитва» («Молитва о чаше»).
Сравнение
Чтобы лучше почувствовать разницу, рассмотрим изображение католической иконы Девы Марии (в нашей стране это считается только живописным) — «Благовещение» Боттичелли, а также православную икону «Благовещение Устюжскую», созданную в 12 век из школы Андрея Рублева. Благовещение — праздник, одинаково почитаемый христианами обеих конфессий.
«Благовещение» Сандро Боттичелли
Католические иконы более чувственны, они изображают реальных людей, а не их изображения. На религиозной картине Боттичелли Мария предстает в образе красивой земной девушки в подвижной позе, которая говорит о ее смущении перед архангелом Гавриилом. Четко объяснены все детали изображения: тени, элементы одежды, черты лица. Есть перспектива: все объекты уменьшаются с расстоянием; этого нет в православных иконах. Здесь подчеркнуто разделение пространства на внутреннее и внешнее, чего нет в православной иконописи: в зале находятся Архангел и Богородица, за окном изображен городской пейзаж.
Ореолы над головами коричневого цвета (в православии — символ разложения и человеческой натуры) и больше похожи на головные уборы, они выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного изображения, представляя как бы сияние, исходящее изнутри. Цвета картины не имеют символики.
Икона «Устюжское Благовещение»
Совершенно иначе оформлена икона «Благовещение Устюжская». Действие происходит в другом двухмерном измерении: глубины нет. Это, а также светлый и золотой фон, символизирующий Царство Небесное, подчеркивают разницу между Богородицей и Архангелом простых людей.
По некоторым деталям можно понять, что действие иконы по-прежнему происходит в определенном месте — храме, но это пространство все же другое, божественное, не от мира сего.
Фигуры вертикальные, без жестов и эмоциональных порывов. Кажется, что весь значок указывает вверх. Рука архангела поднята, чтобы благословить, явление Богородицы говорит о смиренном принятии воли Божией.В отличие от живописи Боттичелли, здесь нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные и бесстрастные лица характерны для православных икон.
Все цвета имеют значение: пурпурные одежды Девы Марии подчеркивают ее величие, зеленые тона, присутствующие в одеждах архангела Гавриила, означают жизнь, благую весть о зачатии новой жизни.
Следовательно, в православной иконе преобладает духовное; вертикальный, что говорит о напряжении к Небесам. В живописи Боттичелли, напротив, подчеркивается земное начало, выражена горизонтальность изображения, как будто действие связано с землей.