Самаэль — ангел или демон? Кто такой Самаэль в Библии? Значение имени Самаэль

Кто такой Самаэль, ангел или демон? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как эта цифра весьма противоречива. Чтобы понять это, следует изучить представление о нем, а также о том, кем являются эти демоны и ангелы в таких направлениях мысли, как религиозное и мифологическое. Об этом, а также о том, кто такой Самаэль, мы поговорим в Библии и других источниках в нашей статье.

О некоторых источниках

Битва Самаэля и Михаила

Ангел Самаэль (под этим и другими именами, которые будут рассмотрены более подробно ниже), а также другие ангелы и демоны упоминаются в источниках, принадлежащих всем трем авраамическим религиям. К таким источникам, в частности, относятся христианская Библия, еврейский Талмуд, Коран и Каббала.

Что касается Библии, то основные упоминания о Самаэле и ангелах в целом можно найти в книге Бытия, где змей искушает Еву, заставляя ее вкусить от древа познания добра и зла, в Апокалипсисе, где описывается борьба о двух небесных армиях — светлой и темной, а также в апокрифических источниках, таких как Книга Еноха.

Знание о демонах (и о Самаэле в частности) может быть получено из демонологии, то есть из совокупности различных мифов о демонах, которые описывают их поведение, ритуалы, призванные вызвать их и избавиться от них, или их подчинение. В некоторых случаях демонология сопровождает религиозные традиции, в других религии относятся к ней явно негативно.

Ангельское назначение

Люцифер - главный ангел

Согласно авраамическим религиям, ангелы (посланники) — это духовные существа, не имеющие плоти и крови, но обладающие необычайными способностями. Их обычно изображают молодыми людьми с изящными лицами, длинноволосыми, безбородыми, с крыльями и нимбом в большом светлом платье.

В христианстве ангелы поставлены на службу Богу, Он создал их еще до того, как создал материальный мир, над которым он дал им огромную власть. Основная цель ангелов — прославлять Всевышнего, выполнять его приказы и вести людей по пути благодати, помогая им в спасении их душ для перехода на небеса.

Люцифер против человека

Бог установил строгую иерархию среди ангелов, которая включала девять степеней. Самым важным из всех ангелов, самым могущественным и прекрасным, самым близким к Богу был Люцифер, то есть «носитель света».

Вначале это было только против необходимости кланяться человеку, уважать и любить его, служить ему, как повелел Господь Бог. Люцифер считал, что новое творение Всевышнего было неудачным, так как он выглядел как животное, ходил голым и жил только для своего удовольствия.

От Люцифера до Самаэля

Принц Тьмы

И тогда, гордый тем, что он бессмертен и любимец Бога, Люцифер восстал против Создателя. Он начал бороться с самим Богом за владычество на небесах. Именно тогда произошло превращение светлого Люцифера в темного ангела Самаэля.

Он был сброшен с небес в подземный мир, «забрав» с собой других мятежных ангелов, осмелившихся ослушаться Бога. Символом этого превращения было значение имени Самаэль — «Яд Божий», то есть существо, которое выступало против Вседержитель, и он принес зло ему и всему миру.

Другие имена

Помимо этого имени ему было дано множество других, которых объединяет то, что все они связаны уже не со светоносным ангелом, а со злом и грехом.

Другой падший ангел Самаэль называется Дьяволом, Сатаной, то есть:

  • Противоположная сторона.
  • Хитрость.
  • Клеветник.
  • Жительница преисподней.
  • Враг небес.
  • Тех, кто привлекает человека к его духовной гибели.
  • Сила зла.

Ангелов, которые вместе с Самаэлем были низвергнуты с небес в ад, стали называть темными ангелами или демонами.

Демоны Самаэля

Таким образом, ангел Самаэль стал демоном, дьяволом, вождем демонов, первым в адской иерархии. При этом Всевышний осудил демонов на вечные муки, но полностью не лишил их власти. Поэтому, когда Бог не наблюдает за ними, они создают развращение и искушения.

Грешные и неразумные от рождения люди вынуждены постоянно противостоять темным силам. Те, кто внушают им греховные мысли и желания, пытаются направлять их, причиняя боль и страдания.

Вечное противостояние

Архангел михаил

В тот момент, когда ангел Самаэль восстал против Бога, на сцене появился архангел Михаил, или Михаил, ставший предводителем светящихся ангелов, попытался привлечь на свою сторону последователей Самаэля, но некоторые из них остались с темными силами.

В первой фазе противостояния Самаэля и Майкла победила светлая сторона. Архангел Михаил бросил Самаэля и его сторонников в ад, хотя первый пытался увести последнего с собой в подземный мир. Но противостояние неземных небесных армий никогда не прекращается.

Воплощение добра и зла

Оба персонажа, возглавляющие каждую из противоборствующих сторон, являются значимыми религиозными символами, существующими в групповом сознании, иногда называемом эгрегором.

Таким образом, Михаил (Михаил) является представителем добра и единства умерших святых и живых людей и их добрых помыслов. Что касается Самаэля (Сатана, Дьявол, Князь тьмы), то это воплощение зла, объединение мертвых и живых злых, их злых желаний и помыслов. В то же время силы зла должны в конечном итоге быть побеждены пророком Илией с одновременным уничтожением всех грехов.

Затем подумайте, как образ зла, символизируемый Самаэлем, отражен в Библии.

Самаэль, он же Сатана, Дьявол и Люцифер в Ветхом Завете

Бой Самаэля с Иаковом

В Ветхом Завете силы зла представлены в разных аспектах.

  • Книга пророка Захарии. В начале Библии ангела Самаэля называли сатаной и считали человеком. Это слово было нарицательным. Их называли теми, кто воздвигает препятствия, всячески пытается помешать. В этой же книге впервые упоминается конкретный ангел, выступающий в роли обвинителя при небесном суде.
  • Бытие. Здесь впервые дьявол «выходит на сцену» в образе змеи, сыгравшей очень значительную роль в жизни человечества. Именно он соблазнил Еву, заставив ее съесть его запретный плод. Адам последовал его примеру, что привело к гневу Творца и изгнанию из Эдема. Теперь им пришлось зарабатывать себе на жизнь тяжелым трудом, потому что, в отличие от земного рая, жизнь людей на земле трудна и полна испытаний, а дети рождаются в агонии. Самое главное, Бог сделал людей смертными. При этом была наказана и сама змея, так как он и его потомки стали рептилиями, ползая по земле и касаясь ее своим «брюхом».
  • Книга Иова. Здесь Самаэль — ангел, который посылает доказательства праведникам, чтобы увидеть, сомневается ли он в своей вере. Он говорит Господу о необходимости проверить Иова. Идея зависимости фигуры дьявола здесь прорисована довольно четко. Он подчиняется Творцу и является его слугой. Самаэлю отводится роль сына Божьего, просящего разрешения совершить свои действия. Однако он наделен замечательной силой и способен управлять целыми народами, посылать огонь и воду на землю и наказывать расу человеческими болезнями. Кроме того, в этой книге есть изображение Левиафана. Это морское чудовище невиданных размеров, а также летающий дракон, вызывающий ассоциации с дьяволом.
  • Пророчество Исаии. По мнению комментаторов, в этой книге образ вавилонского царя, о котором пророчествует автор, очень близок к образу Самаэля. Согласно данному им толкованию, Самаэль сначала был ангелом, а затем превратился в Князя Тьмы, когда захотел сравняться с самим Создателем, за что был изгнан с небес. Именно здесь впервые появилось ангельское имя Самаэля: Люцифер. Более подробно эта история уже описывалась выше.
  • Книга пророка Иезекииля. Есть также разговоры о Люцифере-Самаэле, который обитал на горе Бога, был им больше всего любим, а затем попрал Закон Божий.

В Новом Завете

Искушение Христа

В Новом Завете Самаэль тоже появляется в разных лицах, но везде он исключительно олицетворяет силы зла.

  • Письма апостола Павла. Они также упоминают Самаэля как Князя Тьмы, указывая, где он обитает. По словам апостола, князь правит в воздухе, его слуги управляют тьмой, будучи духами зла. Павел также заявляет, что Князь Тьмы может воплотиться в Люцифере и, согласно этому имени, на время стать носителем не тьмы, а света.
  • Откровение Иоанна Богослова. Иоанн изобразил дьявола в виде огромного дракона красного цвета с десятью рогами и десятью диадемами на семи головах. Он пророчествовал, что некоторые из ангелов, которых Библия называет нечистыми духами, ангелами сатаны, последуют за дьяволом-Самаэлем. Но тогда он будет сброшен с небес, побежден архангелом Михаилом. Кроме того, пророк предсказывает еще две битвы, которые произойдут между силами, олицетворяющими добро и зло. Одно из них произойдет в Судный день. В нем сатана будет сражаться против ангела, который сбросит его на землю на тысячу лет. Когда это тысячелетие пройдет, дьявол на время освободится, что приведет к следующему противостоянию, и тогда победа добра уже будет вечной, и падший ангел Самаэль опустится на дно озера, которое состоит из огня и серы.
  • Евангелие. Здесь Самаэль в пустыне искушает Иисуса Христа не как ангел, а как дьявол, предлагая ему возможность дать власть над царствами тому, кому он сочтет нужным. Перед восхождением на Голгофу Спаситель также упоминает дьявола. Тем людям, которые хотят его казнить, он говорит, что их отец — дьявол и убийца, который только лжет. Также в Евангелии Иисус сказал, что он был свидетелем ниспровержения падшего ангела Самаэля на земле, которое было подобно молнии.

Самаэль в Каббале и Талмуде

Самаэль - предводитель демонов

Что об этом персонаже говорится в Каббале? В этом религиозном, мистическом и эзотерическом учении иудаизма Самаэль является ангелом смерти, а также правителем 5-го неба и одним из семи правителей мира. В книге Ялкут Шимони говорится, что Самаэль был ангелом-хранителем Исава. А в Мишне сказано, что он служил ангелом-хранителем в Эдеме, земном раю.

Существует версия, согласно которой именно Самаэль воплотился в виде змея, который «вызвал» падение Евы и стал отцом Каина. Хотя есть и другие варианты, например, тот, который гласит, что соблазнителем Евы был не Самаэль, а Азазель — падший ангел, демон пустыни.

Самаэль также отождествляется с ангелом, который держал за руку Авраама, который уже был полностью готов принести в жертву Богу своего сына Исаака. В «Священной Каббале» в связи с Самаэлем используется эпитет «Строгость Бога», и он является характеризуется как один из 5 архангелов.

Имя ангела Самаэля в Каббале также связано с такой известной личностью, как Лилит. Согласно версии этого учения, сначала Лилит была женой Адама, а, оставив его, стала женой Самаэля. Зоар говорит, что у него были и другие жены: демонические проститутки. Самаэль также упоминается в легендах о Беште (основателе хасидизма), который нашел свой дом в лесу в Карпатах.

Следует отметить, что в толковании евреев, как и христиан, Самаэль не равен Богу в своей силе. У него нет собственной воли, и он служит ему обвиняющим ангелом. Творец разрешает присутствие сатаны в человеческом мире, чтобы иметь возможность выбирать между добром и злом. Иногда он проявляется в форме безличного зла, иногда в более важных ролях, обладая собственной индивидуальностью, что было описано в этом разделе.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть