Униаты — это…Определение, понятие, история возникновение, особенности вероисповедания, отражение РІ фильмах Рё литературе
Униаты — популярный термин для восточных христиан, признающих власть СЂРёРјСЃРєРѕРіРѕ папства. Р’ Украине Рё Беларуси этот термин стал общепринятым после Брестской церковной СѓРЅРёРё (1596 Рі.), РєРѕРіРґР° некоторые православные жители Западной Р РѕСЃСЃРёРё присоединились Рє Р РёРјСѓ, РїСЂРёРЅСЏРІ католические догматы, РЅРѕ РїСЂРё этом сохранив СЃРІРѕР№ византийский РѕР±СЂСЏРґ Рё канонические черты. Р’ католических Рё униатских трудах тех, кто отказывался РѕС‚ СЃРѕСЋР·Р°, часто называли «СЂР°Р·Р»СѓС‡РµРЅРёРµРј». Термин «СѓРЅРёР°С‚С‹» приобрел негативный оттенок РІ православной полемической литературе, украинской народной устной литературе (Думе) Рё некоторых украинских классических произведениях (РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј, РІ стихах Тараса Шевченко). Р’ наше время украинские католики возражают против этого термина как РїРѕ экклезиологическим причинам, так Рё РёР·-Р·Р° уничижительной коннотации, характерной для писаний противников СѓРЅРёРё. Однако РјРЅРѕРіРёРµ униаты приняли это, смирившись СЃ этим ярлыком.
Содержание
- 1 Терминология
- 2 �сторические предпосылки
- 3 Великий раскол церквей
- 4 Возникновение церкви униатов
- 5 Униаты на Украине и в Белоруссии
- 6 Другие восточно-католические церкви
Терминология
Термин «СѓРЅРёР°С‚», как упоминалось выше, применяется Рє восточно-католическим церквям, которые ранее принадлежали восточным или восточным православным церквям или, РІ редких случаях, РђСЃСЃРёСЂРёР№СЃРєРѕР№ церкви Востока. Ртот термин РёРЅРѕРіРґР° считается осуждающим, РЅРѕ, несмотря РЅР° это, РѕРЅ часто использовался СЂРёРјСЃРєРёРјРё Рё восточными католиками РґРѕ Второго Ватиканского СЃРѕР±РѕСЂР°. Официальные католические документы больше РЅРµ используют этот термин РёР·-Р·Р° его негативной репутации, связанной СЃ критикой униатской церкви. РџРѕ словам Джона РСЂРёРєСЃРѕРЅР° РёР· Православной РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ семинарии РЎРІ. Владимира, сам термин «СѓРЅРёР°С‚», РєРѕРіРґР°-то СЃ гордостью использовавшийся РІ СЂРёРјСЃРєРѕРј общении, долгое время считался уничижительным. Даже «РІРѕСЃС‚очный РѕР±СЂСЏРґ» больше РЅРµ пользуется большим уважением среди униатов, поскольку РѕРЅ создает иллюзию, что униаты — это своего СЂРѕРґР° «РЅРµРїСЂР°РІРёР»СЊРЅС‹Рµ» католики, отличные РѕС‚ СЃРІРѕРёС… западных коллег.
Второй Ватиканский СЃРѕР±РѕСЂ подтвердил, что восточные католики являются частью единой католической церкви Рё должны действовать как РјРѕСЃС‚ между Западом Рё Востоком. Рто заметили униаты, радуясь столь благосклонному отношению Рє РЅРёРј СЃРѕ стороны Р РёРјР°. Сегодня этот термин используется РІРѕ всех языках РјРёСЂР° для обозначения греко-католиков.
�сторические предпосылки
До того, как появилась униатская церковь, католическая церковь пережила множество конфликтов с восточными (православными.
Общение христианских церквей было прервано РёР·-Р·Р° разногласий РІ вопросах веры, согласно которым каждая сторона обвиняла РґСЂСѓРіСѓСЋ РІ ереси или отклонении РѕС‚ истинной веры («РѕСЂС‚РѕРґРѕРєСЃРёРё»). Причастие было нарушено РёР·-Р·Р° несогласия СЃ вопросами власти Рё законности избрания того или РёРЅРѕРіРѕ епископа. Р’ этих последних случаях каждая сторона обвиняла РґСЂСѓРіСѓСЋ РІ расколе, РЅРѕ РЅРµ РІ ереси.
Великий раскол церквей
Раскол между Востоком и Западом произошел в контексте культурных различий между греческим Востоком и латиноязычным Западом и соперничества между церквями в Риме, которые претендовали на первенство не только в вопросах чести, но и в вопросах власти и в Константинополе, который требовал паритета с Римом в вопросе управления церковью. Соперничество и непонимание вызвали споры, некоторые из которых очевидны уже в Деяниях 692. На Флорентийском соборе (1431–1445) эти споры по поводу западных богословских традиций и обычаев были включены в Никейский Символ веры.
Разделение единой христианской церкви на католическую и православную традиционно отсчитывается с 1054 года, когда Константинопольский патриарх Михаил I Керулариус и папский легат Умберто Силва Кандида взаимно отлучили друг друга от церкви (в 1965 году эти взаимные изгнания были отменены и Римом, и Константинополем). Несмотря на это событие, на протяжении многих лет две церкви продолжали поддерживать ассоциацию и, похоже, не знали ни о каком формальном или окончательном разрыве.
Однако отчуждение продолжало расти. Р’ 1190 РіРѕРґСѓ восточно-православный богослов Феодор Вальсамон, который был патриархом Антиохии, писал, что «РЅРё РѕРґРёРЅ латынь РЅРµ должен принимать причастие, если РѕРЅ сначала РЅРµ заявит, что РѕРЅ откажется РѕС‚ доктрины Рё обычаев, которые отделяют его РѕС‚ нас».
Впоследствии Константинопольский Патриархат был упразднен РІ 1204 РіРѕРґСѓ католическими армиями Четвертого крестового РїРѕС…РѕРґР°, Рё РІ течение РґРІСѓС… десятилетий, РІ 1182 РіРѕРґСѓ, РІ Константинополе произошла резня латинян (то есть католиков). Таким образом, РІ XII-XIII веках РѕР±Рµ стороны начали открыто ссориться, Рё каждая РёР· РЅРёС… оставляла Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ право называться истинной обителью Христа. РЎРѕ временем было принято называть восточную сторону Православной церковью, Р° западную — католической церковью.
Возникновение церкви униатов
После падения Константинополя в Европе появились люди, которые хотели восстановить единство католической и православной церквей. В 1438 г состоялся Флорентийский собор, во время которого велись долгие дебаты о богословских различиях между двумя церквями. Причиной этого спора стало желание некоторых кардиналов и богословов восстановить церковное единство.
Несколько европейских православных церквей в конечном итоге присоединились к Риму, образовав Восточно-католические церкви. Католический Рим приветствовал их, не заставляя их принимать обычаи Латинской церкви, так что у всех есть свое собственное литургическое, богословское, духовное и дисциплинарное наследие, определяемое культурой и историческими обстоятельствами. Например, униат-священник носит такое же облачение, как и православные служители.
Униаты на Украине и в Белоруссии
Предварительные попытки союза с католической церковью предпринимались несколько раз. Самой известной попыткой было подписание Флорентийской унии митрополитом Киевским �сидором, формально объединившим Русинскую православную церковь.
В 1588-1589 гг. Патриарх Константинопольский �еремия II отправился в Восточную Европу, в частности в Речь Посполитую и Великое княжество Московское, где, наконец, с 1458 года он признал Русскую православную церковь в Москве и посвятил патриарха Московского �ова. Патриарх �еремия II низложил митрополита Киевского Онсифора Дивочку и с одобрения короля Польши Сигизмунда III посвятил Михаила Рогозу новым митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси.
Р’ 1595-1596 годах некоторые епархии Западной Р СѓСЃРё РїРѕРґ давлением польско-литовских властей решили разорвать отношения СЃ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Православной Церковью Рё Константинопольским Патриархатом, признав власть Папы над РЅРёРјРё. Рто решение поддержали король Польши Рё великий РєРЅСЏР·СЊ литовский РЎРёРіРёР·РјСѓРЅРґ III Ваза, рассердивший некоторых епископов Рё видных СЂСѓСЃСЃРєРёС… РґРІРѕСЂСЏРЅ, Р° также казаков Запорожья. Рти события положили начало формату «СѓРЅРёР°С‚С‹ — православные», который был выгоден польско-литовской знати.
Другие восточно-католические церкви
Католики-униаты — РЅРµ единственные представители «РіРёР±СЂРёРґРЅС‹С…» конфессий, возникших после того, как некоторые православные христиане приняли католические РЅРѕСЂРјС‹. Например, Маронитская церковь (Ближний Восток) считается единственной восточно-католической церковью, которая всегда оставалась РІ полном единстве СЃРѕ Святым Престолом, РІ то время как большинство РґСЂСѓРіРёС… церквей присоединились Рє ней начиная СЃ 16 века. Однако католическая церковь мелькитов Рё итало-албанская греко-католическая церковь также требуют постоянного общения СЃ Папой, как Рё истинные католики.
Полное причастие — это взаимный причастный обмен между восточно-католическими церквями Рё Р РёРјСЃРєРѕР№ церковью, включая евхаристическое взаимодействие. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, литургические традиции 23 восточно-католических церквей, включая византийскую, александрийскую, армянскую, восточно-СЃРёСЂРёР№СЃРєСѓСЋ Рё западно-СЃРёСЂРёР№СЃРєСѓСЋ, разделяют СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё восточно-христианскими церквями: восточноевропейской православной, балканской православной, ассирийской церковью Востока Рё С‚.Рґ.называется Древней Церковью Востока… Хотя некоторые богословские проблемы отделяют восточно-католические церкви РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… восточно-христианских (особенно православных) церквей, РѕРЅРё позволяют членам последних совершать Евхаристию Рё РґСЂСѓРіРёРµ таинства, руководствуясь законами восточного канона.
Примечательно, что многие восточно-католические церкви придерживаются иного подхода к священному безбрачию, чем Латинская церковь, и позволяют женатым мужчинам быть посвященными в священники (но не в епископство).
Восточно-католические церкви берут свое начало на Ближнем Востоке, в Восточной Африке, Восточной Европе и �ндии. Однако с XIX века диаспора распространилась на Западную Европу, Америку и Океанию, отчасти из-за преследований местных православных христиан и, прежде всего, мусульман.