Эвдемонизм — это что? Примеры эвдемонизма

п»їп»ї«Р•вдемонизм» — это понятие, значение которого дословно переводится СЃ греческого как «СЃС‡Р°СЃС‚СЊРµ», «Р±Р»Р°Р¶РµРЅСЃС‚РІРѕ» или «РїСЂРѕС†РІРµС‚ание». РЈ этого этического направления РІ древности было самое многочисленное количество приверженцев. Давайте посмотрим, что такое эвдемонизм, примеры взглядов отдельных философов.

Также хочу обратить ваше внимание на ряд подобных учений. В частности, узнать, чем отличаются гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.

Что такое эвдемонизм

эвдемонизм

Эвдемонизм — это этическое направление, РІ котором достижение счастья Рё гармонии СЃ окружающим РјРёСЂРѕРј считается главной целью Р¶РёР·РЅРё человека. Подобные идеи являются фундаментальными принципами этики древнегреческих философов. Первые тезисы РІ этом направлении принадлежат сократической школе, представители которой считали личную СЃРІРѕР±РѕРґСѓ Рё независимость человека высшим достижением.

Эвдемонизм в древнегреческой философии

гедонизм евдемонизм

Р’ этических теориях древнегреческих мыслителей РїРѕРіРѕРЅСЏ Р·Р° счастьем рассматривалась РїРѕ-разному. Например, РѕРґРёРЅ РёР· апологетов учения — Аристотель — считал, что чувство удовлетворения достигается только тогда, РєРѕРіРґР° человек стремится Рє добродетели. РџРѕ мнению философа, человек должен проявлять мудрость, заключающуюся РІ блаженстве созерцания окружающего РјРёСЂР°.

В свою очередь, Эпикур и Демокрит рассматривали счастье как внутренний духовный мир. Для них весь материал оказался на последнем месте. Эти философы считали богатство разрушительным. Одни и те же мыслители на протяжении всей своей жизни находили удовлетворение в простой пище, в неприхотливой одежде, в обычных жилищах, лишенных блеска и роскоши.

Даже основатель философской школы циников — Антисфен — РЅРµ исключал необходимости стремления Рє счастью человечества. Однако РѕРЅ РЅРµ связывал СЃРІРѕСЋ теорию СЃ потребностью РІ физическом Рё моральном удовольствии. Ведь это, РїРѕ его мнению, делает человека зависимым РѕС‚ СЂСЏРґР° внешних обстоятельств.

Критика философского учения

Главный критик эвдемонизма РІ философии — Эммануил Кант. РћРЅ считал, что поддержание нравственности РІ обществе невозможно, если люди стремятся только Рє душевному Рё физическому удовлетворению. Для этого философа главной причиной добродетели было исполнение долга перед обществом.

утилитарный эвдемонизм

Как проявлялся эвдемонизм в Новое время

В Новое время философия эвдемонизма прослеживается в трудах французских материалистов. В частности, пользовалось популярностью этическое учение Фейербаха, утверждающее, что даже самые примитивные существа стремятся к счастью, что они всю жизнь ищут лучшие условия для существования. Однако, по мнению философа, человек не может быть полностью удовлетворен без счастья других людей, особенно тех, кого мы любим. Поэтому из корыстных соображений человеку нужно заботиться о близких, чтобы получить от них подобную реакцию. Согласно эвдемонистической теории Фейербаха, жертвенное поведение по отношению к близким не противоречит личному счастью.

Р’ современных теориях эвдемонизм — довольно сложное понятие. Сегодня философские учения определяют счастье как положительную оценку своей Р¶РёР·РЅРё. РџСЂРё этом всегда есть место страху, напряженной внутренней Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ СЃРѕР±РѕР№, Р° также страданиям, возникающим РІ течение Р¶РёР·РЅРё, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ поведения человека.

Эвдемонизм в буддизме

эвдемонизм в философии

Буддизм смело РјРѕР¶РЅРѕ отнести Рє эвдемонистическому учению восточной философии. Ведь главный постулат этой веры — желание избавиться РѕС‚ всех страданий, РґСЂСѓРіРёРјРё словами, достичь так называемой нирваны. РџРѕ словам самого 14-РіРѕ Далай-ламы, Рє счастью стремятся РІСЃРµ люди, независимо РѕС‚ того, кто РѕРЅРё: буддисты, христиане, мусульмане или атеисты. Следовательно, РїРѕ мнению буддистов, основным направлением движения РІ нашей Р¶РёР·РЅРё является понимание внутренней гармонии Рё нравственного удовлетворения.

Чем эвдемонизм отличается от гедонизма

гедонизм эвдемонизм утилитаризм

Гедонистическое учение рассматривает получение удовольствий как главное благо Р¶РёР·РЅРё. Как видите, гедонизм Рё эвдаемонизм — теории СЃ аналогичной целью.

Р?звестный древнегреческий мыслитель Аристипп стоял Сѓ истоков направления, представленного РІ этике. РћРЅ считал, что РІ душе человека есть РґРІР° крайних состояния, направленных противоположным образом: РјСЏРіРєРѕРµ — удовольствие Рё РіСЂСѓР±РѕРµ — боль. Согласно гедонистической теории Аристиппа, путь Рє счастью лежит РІ достижении удовлетворения Рё избегании страданий.

В средневековый период гедонизм рассматривался несколько иначе. Западноевропейские мыслители рассматривали обучение в рамках религии. Философы того времени видели удовлетворение не в личной собственности, а в подчинении высшей божественной воле.

Утилитаризм

Что общего Сѓ таких учений, как эвдемонизм Рё утилитаризм? Р’ контексте утилитаризма счастье рассматривается как благо для общества. Основные постулаты учения представлены РІ философских трактатах Р?еремии Бентама. Р?менно этот мыслитель разработал РѕСЃРЅРѕРІС‹ утилитарной теории.

Согласно его формулировке, эвдемонизм — это стремление Рє нравственному поведению, которое может принести максимальную пользу максимальному количеству людей. Р’ то Р¶Рµ время нерешенной проблемой здесь было наличие противоречий между общими Рё частными интересами. Для разрешения этого конфликта была создана целая теория рационального СЌРіРѕРёР·РјР° РІ рамках утилитаризма. Р?СЃС…РѕРґСЏ РёР· последнего, человек должен разумно удовлетворять личные интересы, связанные СЃ общественной полезностью. Р’ этом случае интересы РѕРґРЅРѕРіРѕ человека Р±СѓРґСѓС‚ сочетаться СЃ интересами РґСЂСѓРіРёС….

В заключение

примеры эвдемонизма

Как видите, эвдемонизм РІ философии — это направление, которое признает главным критерием нравственности Рё главной целью человеческого поведения стремление Рє личному благополучию Рё счастью близких.

Есть также много подобных этических учений, в первую очередь гедонизм и утилитаризм. Представители гедонистической теории в контексте эвдемонизма отождествляли удовольствие и счастье. Утилитаристы считали, что моральное удовлетворение невозможно без человеческой добродетели. В свою очередь, согласно буддийскому учению, счастливыми могут считать себя только те, кому удалось достичь состояния внешней и внутренней безмятежности.

Сегодня эвдемонизм — РѕРґРЅР° РёР· РѕСЃРЅРѕРІ так называемой позитивной психологии. Удивительно, что это направление ведет СЃРІРѕСЋ историю Рє этическим учениям древнегреческих мыслителей Рё его положения остаются актуальными Рё РІ наше время.

Поделиться:
Г—
Рекомендуем посмотреть