Проблема истины в философии
Проблема истины в философии занимает центральное место во всей теории познания. Он отождествляется с самой сущностью, это одно из важнейших понятий мировоззрения, стоит на одном уровне с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота.
Проблема истины в философии и науке довольно сложна. Многие концепции прошлого, например концепция неделимости атомов Демокрита, считались бесспорными в течение почти двух тысяч лет. Теперь это уже преподносится как заблуждение. Однако, скорее всего, большая часть существующих научных теорий окажется иллюзией, которая со временем будет опровергнута.
РќР° каждом этапе своего развития человечество имело только РѕРґРЅСѓ относительную истину — неполное знание, содержащее заблуждения. Признание относительной истины связано СЃ бесконечностью процесса познания РјРёСЂР°, СЃ его неисчерпаемостью.
Проблема истины в философии также состоит в том, что знание каждой исторической эпохи содержит элементы абсолютной истины, поскольку имеет объективно истинное содержание, является необходимой стадией познания и входит в последующие фазы.
Способы толкования
Проблема истины в философии потребовала нескольких способов интерпретации этой концепции для своего решения.
- Онтологическое понимание. «Р?стина такая, какая РѕРЅР° есть». Важно само наличие вещи или предмета. Правильность вывода может быть выявлена ​​в определенный момент, человек откроет его словами, произведениями искусства, тем самым сделав достоянием всех. Однако РІ случаях разного понимания Рё восприятия РѕРґРЅРѕРіРѕ Рё того Р¶Рµ процесса эта позиция РЅРµ критична.
- Рпистемологическое понимание. «Р?стина — это РєРѕРіРґР° знание соответствует действительности». РќРѕ здесь возникает слишком РјРЅРѕРіРѕ разногласий, поскольку широко распространена практика сравнения заведомо несопоставимого: реального Рё идеального. Более того, РјРЅРѕРіРёРµ явления, например «СЃРІРѕР±РѕРґР°», «Р»СЋР±РѕРІСЊ», РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть проверены.
- Позитивистское понимание. «Р?стина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что действительно РјРѕР¶РЅРѕ было проверить РЅР° практике, Р° остальное выходило Р·Р° рамки изучения «РёСЃС‚РёРЅРЅРѕР№ философии». Такой РїРѕРґС…РѕРґ СЏРІРЅРѕ игнорирует РјРЅРѕРіРёРµ важные для человека явления, процессы Рё сущности.
- Прагматическое понимание. «Р?стина — это полезность, эффективность знаний». РџСЂРё таком РїРѕРґС…РѕРґРµ правильными признавались те, которые дают эффект, РїСЂРёРЅРѕСЃСЏС‚ прибыль.
- Общепринятое понимание. «РџСЂР°РІРґР° — это РґРѕРіРѕРІРѕСЂ». Согласно этому РїРѕРґС…РѕРґСѓ, РїСЂРё возникновении разногласий необходимо было договориться Рѕ том, какой именно вывод считался правильным. Рту позицию РјРѕР¶РЅРѕ использовать только определенное время Рё РЅРµ РІРѕ всех сферах деятельности.
Скорее всего, проблемы истины РІ философии сочетают РІ себе РІСЃРµ эти РїРѕРґС…РѕРґС‹. Р?стина РІ том, что РЅР° самом деле существует, соответствует нашим знаниям. Р’ то Р¶Рµ время это окончательный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ. РћРЅ объективный Рё субъективный, абсолютный Рё относительный, конкретный Рё абстрактный.
Человеческая вера, убежденность Рё доверие имеют большое значение РІ познавательной деятельности. Р’ познавательном процессе субъект приближается Рє РјРёСЂСѓ, присоединяется Рє нему. Познавательные отношения — это отношения интересов, Р° РЅРµ безразличия Рё безличности. Р’ познавательном процессе РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ волевой выбор веры Рё убеждений. Фактически вера — это отправная точка познания Рё его цель. Рто позволяет вам преодолеть разрыв, существующий между невежеством Рё знанием. Проблема истины РІ философии состоит РІ том, чтобы выбрать более убедительное объяснение. Следовательно, чтобы мобилизовать СЃРІРѕРё духовные силы РїСЂРё отсутствии точных свидетельств или информации, РІС‹ должны верить РІ СЃРІРѕРё способности.