Католические иконы: отличия от православных

п»їп»їР?РЅРѕРіРґР° считается, что РёРєРѕРЅС‹ есть только РІ православии. Рто РЅРµ совсем правда. РЈ католиков тоже есть РёРєРѕРЅС‹. Однако Сѓ РЅРёС… есть существенные отличия. Рассмотрим особенности РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё Рё фотографии католических РёРєРѕРЅ.
Содержание
- 1 Как отличить
- 2 Отличия православных и католических икон
- 3 В чём смысл икон в католичестве и православии
- 4 Отличие канонов
- 5 Общие иконы
- 6 Сравнение
- 7 «Р‘лаговещение» Сандро Боттичелли
- 8 Р?РєРѕРЅР° «РЈСЃС‚СЋР¶СЃРєРѕРµ Благовещение»
Как отличить
Есть определенные отличия. Так, РІ католических изображениях левая СЂСѓРєР° святого лежит вверху справа, Р° РІ православных — правая СЂСѓРєР° вверху слева. РџРѕРґРїРёСЃРё РЅР° иконах РІ католицизме пишутся РЅР° латыни. Рђ РїРѕ православным — греческий канон. Р’ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ традиции это РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ Рё РІ церковнославянских письмах.
Отличия православных и католических икон
Таким образом, главное отличие католической РёРєРѕРЅС‹ РѕС‚ православной — это большая «Р¶РёРІРѕСЃС‚СЊ», эмоциональность изображения, что делает изображение более РїРѕС…РѕР¶РёРј РЅР° картину. Р?значально РІ католицизме было больше картин СЃ библейской фактурой, чем изображений святых. Поэтому средства выражения — фигуры Рё РјРёРјРёРєР°, яркость красок — Сѓ католических Рё православных РёРєРѕРЅ сильно различаются. Например, Сѓ католического святого вместо РЅРёРјР±Р° может быть РєРѕСЂРѕРЅР°. Р’ православной традиции это невозможно. Р’СЃРµ это связано СЃ назначением значка. Р’ католицизме РёС… чаще помещают для красоты Рё создания религиозной обстановки, Р° РЅРµ для молитвы.
Сейчас РІ католицизме существует достаточное количество РёРєРѕРЅ, которые РЅРµ являются сюжетом, Р° представляют СЃРѕР±РѕР№ образ святого. РќРѕ Рё РѕРЅРё демонстрируют большую эмоциональность РјРёРјРёРєРё, предписанных деталей Рё светотени, чем православные христиане. РќР° православных иконах РјРѕРіСѓС‚ быть невозможные детали, например, сердце РЅР° католической РёРєРѕРЅРµ Божией Матери «РќРµРїРѕСЂРѕС‡РЅРѕРµ Сердце».
В чём смысл икон в католичестве и православии
Отличительные черты православных и католических икон обусловлены культурными традициями и некоторыми различиями в мировоззрении католиков и православных.
Р?значально школа православной РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё сформировалась РїРѕРґ влиянием византийской школы. РћРЅР°, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, находилась РїРѕРґ сильным влиянием восточной традиции, характеристиками которой были плавные линии, строгость, величие, торжественность, великолепие. Цель изображения здесь — заставить человека молиться, стремиться Рє Богу Рё РЅРё Рє чему РґСЂСѓРіРѕРјСѓ.
Католическая РёРєРѕРЅР° родилась РїСЂРё разных обстоятельствах. РћРЅ родился как иллюстрация РЅР° религиозную тему. Его работа — учить, наставлять, рассказывать истории РёР· Библии, Р° РЅРµ пробуждать настроение молитвы. Чувственность РёРєРѕРЅ была РѕРґРЅРѕР№ РёР· причин, РїРѕ которой протестанты отвергли РёС… как изображения, которые РЅРµ имели ничего общего СЃ божественным.
Отличие канонов
Р’ Православии есть четко прописанный канон РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё — правила создания РёРєРѕРЅС‹. РћРЅ был создан для того, чтобы иконописцы РЅРµ привносили РІ РёРєРѕРЅС‹ слишком РјРЅРѕРіРѕ личного. Отклонения РѕС‚ него невозможны, Р·Р° исключением цветов, диапазон которых может варьироваться РІ разных школах РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё. Однако цвет всегда несет смысловую нагрузку.
Например, РїРѕ канону Богородица одета РІ РїСѓСЂРїСѓСЂРЅРѕРµ платье (СЃРёРјРІРѕР» величия) Рё СЃРёРЅСЋСЋ тунику (СЃРёРјРІРѕР» неба, вечного РјРёСЂР°). Его значок обозначается греческими буквами MR-MF. Всегда есть РЅРёРјР±. Следует отметить, что РІ православии есть изображения Богородицы РІ РєРѕСЂРѕРЅРµ. Рто элемент, заимствованный Сѓ католиков или униатов. Р’ этом случае РєРѕСЂРѕРЅР° РЅРµ заменяет РЅРёРјР±, РЅРѕ одновременно присутствует РЅР° РёРєРѕРЅРµ.
Также существуют каноны изображения Р?РёСЃСѓСЃР° Христа Рё святых. РџРѕ канону сходства СЃ портретом быть РЅРµ должно, РЅРѕ характерные черты делают изображение узнаваемым. Другими составляющими канона являются двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение объектов РїРѕ мере РёС… удаления) Рё отсутствие теней. Р’СЃРµ это призвано наилучшим образом передать образ божественного царства, РІ котором находятся святые.
Для католической РёРєРѕРЅС‹ нет канонов, регулирующих ее написание. Рто портрет или картина, отличительной чертой которой является присутствие святых Рё религиозного сюжета. Р’СЃРµ остальное продиктовано фантазией С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°. Католическая РёРєРѕРЅР° написана автором. Чаще всего известен точно человек, который его написал. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, РІ православной РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё анонимность обычна, так как над РѕРґРЅРѕР№ РёРєРѕРЅРѕР№ часто работают разные иконописцы. Хотя часто РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ «РёРєРѕРЅР° Андрея Рублева» или «РёРєРѕРЅР° Феофана Грека», правильнее было Р±С‹ называть РёС… «РёРєРѕРЅРѕР№ школы Андрея Рублева» или «РёРєРѕРЅРѕР№ школы Феофана Грека».
Общие иконы
Есть РёРєРѕРЅС‹, одинаково почитаемые католиками Рё православными. Например, некоторые православные РёРєРѕРЅС‹ Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская Рё РґСЂСѓРіРёРµ, почитаются католиками. Р?ли РёРєРѕРЅР° католической традиции «РќРµР¶РЅРѕСЃС‚СЊ Серафимо-Дивеевская». Перед ней молился преподобный Серафим Саровский. Рђ также католическая РёРєРѕРЅР° Р?РёСЃСѓСЃР° Христа «Р“ефсиманская молитва» («РњРѕР»РёС‚РІР° Рѕ чаше»).
Сравнение
Чтобы лучше почувствовать разницу, рассмотрим изображение католической РёРєРѕРЅС‹ Девы Марии (РІ нашей стране это считается только живописным) — «Р‘лаговещение» Боттичелли, Р° также православную РёРєРѕРЅСѓ «Р‘лаговещение Устюжскую», созданную РІ 12 век РёР· школы Андрея Рублева. Благовещение — праздник, одинаково почитаемый христианами обеих конфессий.
«Р‘лаговещение» Сандро Боттичелли
Католические иконы более чувственны, они изображают реальных людей, а не их изображения. На религиозной картине Боттичелли Мария предстает в образе красивой земной девушки в подвижной позе, которая говорит о ее смущении перед архангелом Гавриилом. Четко объяснены все детали изображения: тени, элементы одежды, черты лица. Есть перспектива: все объекты уменьшаются с расстоянием; этого нет в православных иконах. Здесь подчеркнуто разделение пространства на внутреннее и внешнее, чего нет в православной иконописи: в зале находятся Архангел и Богородица, за окном изображен городской пейзаж.
Ореолы над головами коричневого цвета (РІ православии — СЃРёРјРІРѕР» разложения Рё человеческой натуры) Рё больше РїРѕС…РѕР¶Рё РЅР° головные СѓР±РѕСЂС‹, РѕРЅРё выглядят как отдельные предметы. РќР° православных иконах РѕРЅРё всегда выполнены РІ светлых тонах Рё РёСЃС…РѕРґСЏС‚ РѕС‚ изображенного изображения, представляя как Р±С‹ СЃРёСЏРЅРёРµ, исходящее изнутри. Цвета картины РЅРµ имеют символики.
Р?РєРѕРЅР° «РЈСЃС‚СЋР¶СЃРєРѕРµ Благовещение»
Совершенно иначе оформлена РёРєРѕРЅР° «Р‘лаговещение Устюжская». Действие РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ РґСЂСѓРіРѕРј двухмерном измерении: глубины нет. Рто, Р° также светлый Рё золотой фон, символизирующий Царство Небесное, подчеркивают разницу между Богородицей Рё Архангелом простых людей.
РџРѕ некоторым деталям РјРѕР¶РЅРѕ понять, что действие РёРєРѕРЅС‹ РїРѕ-прежнему РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ определенном месте — храме, РЅРѕ это пространство РІСЃРµ Р¶Рµ РґСЂСѓРіРѕРµ, божественное, РЅРµ РѕС‚ РјРёСЂР° сего.
Фигуры вертикальные, без жестов и эмоциональных порывов. Кажется, что весь значок указывает вверх. Рука архангела поднята, чтобы благословить, явление Богородицы говорит о смиренном принятии воли Божией.В отличие от живописи Боттичелли, здесь нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные и бесстрастные лица характерны для православных икон.
Все цвета имеют значение: пурпурные одежды Девы Марии подчеркивают ее величие, зеленые тона, присутствующие в одеждах архангела Гавриила, означают жизнь, благую весть о зачатии новой жизни.
Следовательно, в православной иконе преобладает духовное; вертикальный, что говорит о напряжении к Небесам. В живописи Боттичелли, напротив, подчеркивается земное начало, выражена горизонтальность изображения, как будто действие связано с землей.