Калмыки: религия, традиции, история народа

п»їп»їРќРµ так часто РІ Европе встречаются люди, говорящие РїРѕ-монгольски. Р? почти РІСЃРµ РѕРЅРё проживают РІ Республике Калмыкия. Калмыки пришли РЅР° земли, которые РєРѕРіРґР°-то назывались половецкими степями. После РёС… РїСЂРёС…РѕРґР° РІ 17 веке эта территория стала называться калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. Точное местоположение указано РЅР° карте.
Содержание
- 1 Р?стория
- 2 Устои религии калмыков
- 3 Калмыки. Вероисповедание
- 4 Трудности калмыцкого народа
- 5 Особенности культуры калмыков
- 6 Традиционные особенности
- 7 Поклонение огню
- 8 Характер калмыцкого народа
- 9 Храм Великой победы (Калмыкия). Описание
- 10 Рлиста – центр Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРѕР№ культуры
- 11 Храм «Р—олотая обитель Будды»
Р?стория
Необычный народ — калмыки. Р?стория народа СѓС…РѕРґРёС‚ РєРѕСЂРЅСЏРјРё РІ прошлое. Рто начинается РёР· РђР·РёРё. Калмыки РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РёР· западно-монгольских племен, называемых ойратами. РћРЅРё, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, вошли РІ РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ Монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически РІСЃРµ народы, проживавшие РІ то время РЅР° территории Средней РђР·РёРё.
Ойраты поддерживали Чингисхана РІ его завоевательных походах против Р РѕСЃСЃРёРё, Кавказа, Китая, РђР·РёРё Рё Кореи. РџСЂРё этом создавались РіСЂСѓРїРїС‹ РІРѕРёРЅСЃРєРёС… частей, РІ которых обязанности передавались РїРѕ наследству. РЎРѕ временем эти единицы трансформировались РІ этнические РіСЂСѓРїРїС‹, которые существуют РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ. Сегодня РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть РЅРµ так важны, как РєРѕРіРґР°-то, поскольку РѕРЅРё больше связаны СЃ завоеванием. Например, есть РіСЂСѓРїРїР° торгоутов. Так звали людей, составлявших гвардию монгольских ханов. Группа хошутов составлялась РёР· тех, кто находился РЅР° передовой армии, дербеты — это кавалерийская армия.
Монгольская империя была огромной. Внутренние беспорядки здесь были нормой. Со временем они стали причиной ее расставания. Ойратские ханы отказались подчиняться великому монгольскому кагану.
Устои религии калмыков
До 17 века калмыки практиковали шаманизм. Но активная работа миссионеров из Тибета способствовала тому, что большинство калмыков приняли буддизм. Но это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Внутренние войны продолжались. Однако буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.
Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах своего существования русские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Религия калмыков была их свободой выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали принимать меры и поощрять тех, кто принял Православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешили выехать в другие города и села России.
В конце 18 века Русское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительство России провело реорганизацию калмыцкой администрации. В полной мере сохранились традиции и права калмыцкого народа. Для управления улусом в Астраханской области создана калмыцкая экспедиция. Позднее, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственных имуществ.
Калмыки. Вероисповедание
Правительство России пыталось не оказывать давление на калмыков, чтобы они обратились в христиан. До революции у калмыков были сохранены права буддийского духовенства, которые были утверждены в 1640 году. Со временем калмыки начали переходить в православную веру. Религия стала быстро распространяться после открытия духовной семинарии в Астрахани, поскольку Калмыкия территориально входила в состав Астраханской епархии. Поэтому российское правительство предприняло шаги по созданию миссии, которая обратила бы калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего пика. Калмыцкий язык начали преподавать в духовных семинариях. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, благодаря которому была организована школа и открыт детский дом, где могли жить калмыки. Религия коренным образом изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получить достойное образование. Со временем школа превратилась в огромную миссионерскую школу, в которой готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцкие поселения.
Калмыки не особо активно принимали подобные революционные нововведения. Будда оставался главным богом для большинства калмыков. Православие в основном представляли выходцы из России. Калмыки не хотели менять свои глубокие традиции. Религию тоже было трудно изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос нет однозначного ответа. Среди калмыков есть православные христиане, буддисты и даже шаманы.
Трудности калмыцкого народа
РџСЂРёС…РѕРґ коммунистов Рє власти благоприятно отразился РЅР° истории Калмыцкой области. Р?менно РѕРЅРё восстановили единство Рё вернули государство калмыкам. 1926 РіРѕРґ положил начало автономной Калмыцкой области, которая впоследствии стала называться Калмыцкой РђРЎРЎР . РќРѕ религиозная Р¶РёР·РЅСЊ калмыков тогда сильно пострадала. Всякая религиозная деятельность была жестоко подавлена. Р’ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј плане калмыки столкнулись СЃ невиданными ранее трудностями. Религия была полностью ликвидирована РІ середине 1930-С… РіРѕРґРѕРІ. Р’ 1943 РіРѕРґСѓ калмыки были депортированы РІ разные районы Р РѕСЃСЃРёРё. Р? СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅРµ пришли РЅР° РёС… территорию. Р? только через 10 лет калмыки СЃРЅРѕРІР° смогли вернуться РЅР° СЃРІРѕСЋ землю. Калмыцкая АССРожила. РќРѕ РґРѕ 1980-С… РіРѕРґРѕРІ РЅР° территории поселения РЅРµ было законной религии. Калмыки РїРѕ-прежнему чувствовали РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ угнетение. Возрождение христианства началось только РІ 1984 РіРѕРґСѓ. Началось это СЃ открытия православного РїСЂРёС…РѕРґР° РІ селе Приютное. Рто ознаменовало переход Калмыкии РІ состав Ставропольской епархии. Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты Рё пятидесятники. Также РІ Калмыкии есть буддийская община, образованная РІ 1988 РіРѕРґСѓ.
Особенности культуры калмыков
Несмотря РЅР° многочисленные трудности Рё кочевой образ Р¶РёР·РЅРё, калмыки РЅРё РЅР° минуту РЅРµ забыли СЃРІРѕРёС… традиций. Религия Рё культура этого народа всегда были связаны невидимой нитью. Калмыкам было трудно принять христианство. Светские традиции дали Рѕ себе знать. Р’ конце концов, шаманизм практикуется РЅР° этой земле СѓР¶Рµ РјРЅРѕРіРѕ лет. Рто невозможно выкинуть РёР· сердца настоящего калмыка. Своеобразие культуры этого населения РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ отражается РІ монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно теряет СЃРІРѕСЋ традиционную принадлежность, РЅРѕ есть обычаи, сохранившиеся РґРѕ наших дней.
Традиционные особенности
Огонь считается для калмыков священной стихией. Неоднократно упоминается в ритуальных произведениях калмыцкого народа. Глубокие традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них как о самостоятельной этнической группе.
Огонь для калмыков считался олицетворением бога Солнца, поэтому здесь есть некоторые запреты, например, перелезть через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Не тушите огонь водой. Вам нужно подождать, пока он выключится сам по себе. Допустимо засыпать огонь песком или землей.
Культ РѕРіРЅСЏ считался особым ритуалом. Калмыки даже совершали ритуалы РїРѕ тушению РѕРіРЅСЏ. Рто была своего СЂРѕРґР° жертва. Культ РѕРіРЅСЏ — национальная особенность калмыков. РћРЅ представлен РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… исторических произведениях. РќРё РѕРґРЅР° свадьба или РїРѕС…РѕСЂРѕРЅС‹ РЅРµ обходились без огненного жертвоприношения. Рђ сегодня РІС‹ можете увидеть ритуалы, РІ которых священник РїРѕРґРЅРѕСЃРёС‚ животное Рє РѕРіРЅСЋ Рё читает особые молитвы. Для этого РѕРЅ РїСЂРѕСЃРёС‚ благословения Богов РЅР° дарование счастья РІ семейной Р¶РёР·РЅРё его дочери.
Даже погребальная церемония РЅРµ обходится без огненного жертвоприношения. РќР° седьмой Рё СЃРѕСЂРѕРє девятый РґРЅРё после погребения родственники умершего должны принести РІ жертву барана, накормив таким образом умершего родственника. Калмыки искренне верят, что РѕРіРѕРЅСЊ — это своеобразный РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРє между живым РјРёСЂРѕРј Рё тонкими материями.
Поклонение огню
Калмыки твердо верят в божественную силу огня. Вот почему ни один обряд очищения не обходится без участия огня. Подобные ритуалы описаны и в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описан огненный ритуал, охраняющий путешественников в дороге. В зажженные костры насыпают горсть соли. Потом скот проходит между двумя кострами, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки тоже чистят свои дома огнем, разнося его по дому с востока на запад. После похорон следует также провести обряд очищения огнем, придерживая его руками.
Р’ калмыцкой культуре прочно переплелись язычество Рё Р±СѓРґРґРёР·Рј. Язычество РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± РѕРіРЅРµ как Рѕ представителе Бога Солнца, точнее, РІ язычестве это сам Бог Солнца. Поэтому ему следует принести РІ жертву РІСЃСЋ горячую пищу. Рто может быть масло, Р¶РёСЂ, горячие жидкости. Буддийская традиция представляет РѕРіРѕРЅСЊ как СЃРёРјРІРѕР» мудрости. Считается, что СЃ его помощью РјРѕР¶РЅРѕ сжечь любое невежество.
Характер калмыцкого народа
Калмыки, как Рё РґСЂСѓРіРёРµ этнические народы, имеют СЃРІРѕР№ неповторимый характер. Р’Рѕ-первых, РѕРЅРё очень открыты. Ртих людей называют экстравертами. Р’Рѕ-вторых, РѕРЅРё практичны Рё рациональны. Определенный максимализм РїСЂРёСЃСѓС‰ Рё калмыкам. Калмык всегда стремится Рє большому. РќРµ будет тратить время Рё внимание РЅР° реализацию небольших проектов. Глобальность, величие Рё масштабность — РІСЃРµ это отражено РІ сердце настоящего калмыка.
Калмыки — народ довольно самобытный. РџРѕ возможности РѕРЅРё стремятся показать СЃРІРѕР№ индивидуализм Рё привлечь Рє себе как РјРѕР¶РЅРѕ больше внимания. Р’ то Р¶Рµ время калмыки очень уважают чужую гордость.
Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их национальным движениям и танцам, но и по их речи. Калмыки говорят живо, гибко, бегло и лаконично. В некоторых источниках речь калмыка уподобляется пулеметному ритму.
Практически РІСЃРµ калмыки — оптимисты. РћРЅРё всегда акцентируют внимание РЅР° положительных моментах Р¶РёР·РЅРё, РІ каждом человеке склонны замечать только положительные качества. Р’СЃРµ произведения классической народной эпопеи имели исключительно положительный результат.
Кочевые народы всегда боролись Р·Р° прославление. Желание быть лидером РІ любом деле присуще Рё калмыкам. Рти люди очень РіРѕСЂРґС‹, РЅРѕ РЅРµ РіРѕСЂРґС‹. Буддизм как-то очистил сознание калмыков, ведь гордость для буддиста — смертный грех.
Поскольку буддизм считается одним из основных религиозных течений Калмыкии, в республике построено множество буддийских храмов.
Храм Великой победы (Калмыкия). Описание
РћРґРЅР° РёР· крупнейших Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРёС… общин проживает РІ Октябрьском районе Калмыкии (село Большой Царын). Здесь Р¶Рµ находится самый величественный Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРёР№ храм Калмыкии — Храм Великой Победы. Буддийские религиозные сооружения называют хурули. Ртот С…СѓСЂСѓР» был возведен РІ 2002 РіРѕРґСѓ. Всего Р·Р° 2 РіРѕРґР° строителям удалось осуществить проект Р®.Р?. Сангаджиев считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 РіРѕРґР° двери Храма Великой Победы были торжественно распахнуты. РҐСѓСЂСѓР» построен РЅР° пожертвования самой Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРѕР№ общины, жителей Октябрьского района Рё СЃРїРѕРЅСЃРѕСЂРѕРІ. Президент Калмыкии Р?люмжинов Рљ.Рќ также вложил РІ строительство собственные средства.
Храм представляет собой здание высотой 18 метров. Центральную часть занимает молельная комната, в которой расположен алтарь. Монахи живут напротив хурула. Здесь также есть приемная для лам. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов В. Васькина и С. Коробейникова, центральный вход украшает Колесо обучения и фигурки оленей работы Николая Галушкина.
Также в хуруле есть статуя Будды Медицины и большая коллекция священных писаний и тхангоков.
В Калмыкии есть много других буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.
Рлиста – центр Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРѕР№ культуры
Рлиста — столица Республики Калмыкия. Его расположение указано РЅР° карте.
Рто необычный РіРѕСЂРѕРґ, совершенно РЅРµ РїРѕС…РѕР¶РёР№ РЅР° большинство РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Р РѕСЃСЃРёРё. Его украшают Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРёРµ храмы Рё красочные здания восточной архитектуры. РЈ жителей Рлисты тоже восточные взгляды. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Рлисту. Здесь находится самый величественный храм Будды, известный РЅР° РІСЃСЋ Европу. Здесь Р¶Рµ находится Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРёР№ монастырь, любимец Далай-ламы РІРѕ время его визитов РІ Калмыкию. Р’ Рлисте есть еще РѕРґРЅР° удивительная достопримечательность — Золотые ворота, исполняющие РІСЃРµ желания. Рлиста — невероятно колоритный РіРѕСЂРѕРґ. Калмыки — блестящий народ. Здесь РІС‹ можете полностью это испытать. Красивые национальные костюмы, танцы — РІСЃРµ это отличает калмыков РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… азиатских Рё монгольских национальностей. Рлиста славится РЅРµ только СЃРІРѕРёРјРё Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРёРјРё постройками. Есть здесь Рё шахматные аттракционы.
Дело в том, что шахматы считаются главным увлечением калмыков. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.
Храм «Р—олотая обитель Будды»
Ртот С…СѓСЂСѓР» считается РѕРґРЅРёРј РёР· крупнейших РЅРµ только РІ Республике Калмыкия, РЅРѕ Рё РІ Европе. Храм занимает почетное место РІ центре Рлисты (улица Юрия Клыкова).
Высота хурула 56 метров. Внутри стоит огромная статуя Будды (12 метров).
Храм считается главной достопримечательностью Рлисты. Рто РЅРµ просто красивое Рё величественное здание. Рто место для ритуалов Рё поклонения божеству. Храм окружен символической оградой, РїРѕ периметру которой расположены 108 ступ. Р’С‹ можете войти РІ храм через Южные ворота, есть еще три РІС…РѕРґР°. Каждый РёР· РЅРёС… находится РІ определенной части света. Архитектура храма напоминает РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ мандалу. РџРѕРґРѕР№РґСЏ Рє зданию, РјРѕР¶РЅРѕ увидеть семнадцать пагод, РЅР° которых стоят статуи великих Р±СѓРґРґРёР№СЃРєРёС… монахов Рё мастеров.
Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне находится статуя Будды Шакьямуни и молитвенный зал. Сама статуя служит хранилищем драгоценностей, благовоний, почвы, растений и зерна. Все это считается буддистами священным. Статуя покрыта сусальным золотом и бриллиантами. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, тибетских врачей, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне небольшой конференц-зал. Здесь вы также можете найти лидера буддистов республики Тело Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьяцо (Его Святейшества Далай-ламы XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. Только священники могут подняться на седьмой уровень, чтобы погрузиться в медитацию.