Самаэль — ангел или демон? Кто такой Самаэль РІ Библии? Значение имени Самаэль

Кто такой Самаэль, ангел или демон? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как эта цифра весьма противоречива. Чтобы понять это, следует изучить представление о нем, а также о том, кем являются эти демоны и ангелы в таких направлениях мысли, как религиозное и мифологическое. Об этом, а также о том, кто такой Самаэль, мы поговорим в Библии и других источниках в нашей статье.

О некоторых источниках

Битва Самаэля и Михаила

Ангел Самаэль (под этим и другими именами, которые будут рассмотрены более подробно ниже), а также другие ангелы и демоны упоминаются в источниках, принадлежащих всем трем авраамическим религиям. К таким источникам, в частности, относятся христианская Библия, еврейский Талмуд, Коран и Каббала.

Что касается Библии, то основные упоминания Рѕ Самаэле Рё ангелах РІ целом РјРѕР¶РЅРѕ найти РІ РєРЅРёРіРµ Бытия, РіРґРµ змей искушает Еву, заставляя ее вкусить РѕС‚ древа познания РґРѕР±СЂР° Рё зла, РІ Апокалипсисе, РіРґРµ описывается Р±РѕСЂСЊР±Р° Рѕ РґРІСѓС… небесных армиях — светлой Рё темной, Р° также РІ апокрифических источниках, таких как РљРЅРёРіР° Еноха.

Знание о демонах (и о Самаэле в частности) может быть получено из демонологии, то есть из совокупности различных мифов о демонах, которые описывают их поведение, ритуалы, призванные вызвать их и избавиться от них, или их подчинение. В некоторых случаях демонология сопровождает религиозные традиции, в других религии относятся к ней явно негативно.

Ангельское назначение

Люцифер - главный ангел

Согласно авраамическим религиям, ангелы (посланники) — это духовные существа, РЅРµ имеющие плоти Рё РєСЂРѕРІРё, РЅРѕ обладающие необычайными способностями. Р?С… обычно изображают молодыми людьми СЃ изящными лицами, длинноволосыми, безбородыми, СЃ крыльями Рё РЅРёРјР±РѕРј РІ большом светлом платье.

Р’ христианстве ангелы поставлены РЅР° службу Богу, РћРЅ создал РёС… еще РґРѕ того, как создал материальный РјРёСЂ, над которым РѕРЅ дал РёРј РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ власть. Основная цель ангелов — прославлять Всевышнего, выполнять его приказы Рё вести людей РїРѕ пути благодати, помогая РёРј РІ спасении РёС… РґСѓС€ для перехода РЅР° небеса.

Люцифер против человека

Бог установил строгую иерархию среди ангелов, которая включала девять степеней. Самым важным РёР· всех ангелов, самым могущественным Рё прекрасным, самым близким Рє Богу был Люцифер, то есть «РЅРѕСЃРёС‚ель света».

Вначале это было только против необходимости кланяться человеку, уважать и любить его, служить ему, как повелел Господь Бог. Люцифер считал, что новое творение Всевышнего было неудачным, так как он выглядел как животное, ходил голым и жил только для своего удовольствия.

От Люцифера до Самаэля

РџСЂРёРЅС† РўСЊРјС‹

Р? тогда, гордый тем, что РѕРЅ бессмертен Рё любимец Бога, Люцифер восстал против Создателя. РћРЅ начал бороться СЃ самим Богом Р·Р° владычество РЅР° небесах. Р?менно тогда произошло превращение светлого Люцифера РІ темного ангела Самаэля.

РћРЅ был сброшен СЃ небес РІ подземный РјРёСЂ, «Р·Р°Р±СЂР°РІ» СЃ СЃРѕР±РѕР№ РґСЂСѓРіРёС… мятежных ангелов, осмелившихся ослушаться Бога. Символом этого превращения было значение имени Самаэль — «РЇРґ Божий», то есть существо, которое выступало против Вседержитель, Рё РѕРЅ принес зло ему Рё всему РјРёСЂСѓ.

Другие имена

Помимо этого имени ему было дано множество других, которых объединяет то, что все они связаны уже не со светоносным ангелом, а со злом и грехом.

Другой падший ангел Самаэль называется Дьяволом, Сатаной, то есть:

  • Противоположная сторона.
  • Хитрость.
  • Клеветник.
  • Жительница преисподней.
  • Враг небес.
  • Тех, кто привлекает человека Рє его РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ гибели.
  • Сила зла.

Ангелов, которые вместе с Самаэлем были низвергнуты с небес в ад, стали называть темными ангелами или демонами.

Демоны Самаэля

Таким образом, ангел Самаэль стал демоном, дьяволом, вождем демонов, первым в адской иерархии. При этом Всевышний осудил демонов на вечные муки, но полностью не лишил их власти. Поэтому, когда Бог не наблюдает за ними, они создают развращение и искушения.

Грешные и неразумные от рождения люди вынуждены постоянно противостоять темным силам. Те, кто внушают им греховные мысли и желания, пытаются направлять их, причиняя боль и страдания.

Вечное противостояние

Архангел михаил

В тот момент, когда ангел Самаэль восстал против Бога, на сцене появился архангел Михаил, или Михаил, ставший предводителем светящихся ангелов, попытался привлечь на свою сторону последователей Самаэля, но некоторые из них остались с темными силами.

В первой фазе противостояния Самаэля и Майкла победила светлая сторона. Архангел Михаил бросил Самаэля и его сторонников в ад, хотя первый пытался увести последнего с собой в подземный мир. Но противостояние неземных небесных армий никогда не прекращается.

Воплощение добра и зла

Оба персонажа, возглавляющие каждую из противоборствующих сторон, являются значимыми религиозными символами, существующими в групповом сознании, иногда называемом эгрегором.

Таким образом, Михаил (Михаил) является представителем РґРѕР±СЂР° Рё единства умерших святых Рё живых людей Рё РёС… добрых помыслов. Что касается Самаэля (Сатана, Дьявол, РљРЅСЏР·СЊ тьмы), то это воплощение зла, объединение мертвых Рё живых злых, РёС… злых желаний Рё помыслов. Р’ то Р¶Рµ время силы зла должны РІ конечном итоге быть побеждены РїСЂРѕСЂРѕРєРѕРј Р?лией СЃ одновременным уничтожением всех грехов.

Затем подумайте, как образ зла, символизируемый Самаэлем, отражен в Библии.

Самаэль, он же Сатана, Дьявол и Люцифер в Ветхом Завете

Бой Самаэля СЃ Р?аковом

В Ветхом Завете силы зла представлены в разных аспектах.

  • РљРЅРёРіР° РїСЂРѕСЂРѕРєР° Захарии. Р’ начале Библии ангела Самаэля называли сатаной Рё считали человеком. Это слово было нарицательным. Р?С… называли теми, кто воздвигает препятствия, всячески пытается помешать. Р’ этой Р¶Рµ РєРЅРёРіРµ впервые упоминается конкретный ангел, выступающий РІ роли обвинителя РїСЂРё небесном СЃСѓРґРµ.
  • Бытие. Здесь впервые РґСЊСЏРІРѕР» «РІС‹С…РѕРґРёС‚ РЅР° сцену» РІ образе змеи, сыгравшей очень значительную роль РІ Р¶РёР·РЅРё человечества. Р?менно РѕРЅ соблазнил Еву, заставив ее съесть его запретный плод. Адам последовал его примеру, что привело Рє гневу Творца Рё изгнанию РёР· Эдема. Теперь РёРј пришлось зарабатывать себе РЅР° Р¶РёР·РЅСЊ тяжелым трудом, потому что, РІ отличие РѕС‚ земного рая, Р¶РёР·РЅСЊ людей РЅР° земле трудна Рё полна испытаний, Р° дети рождаются РІ агонии. Самое главное, Бог сделал людей смертными. РџСЂРё этом была наказана Рё сама змея, так как РѕРЅ Рё его потомки стали рептилиями, ползая РїРѕ земле Рё касаясь ее СЃРІРѕРёРј «Р±СЂСЋС…РѕРј».
  • РљРЅРёРіР° Р?РѕРІР°. Здесь Самаэль — ангел, который посылает доказательства праведникам, чтобы увидеть, сомневается ли РѕРЅ РІ своей вере. РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Господу Рѕ необходимости проверить Р?РѕРІР°. Р?дея зависимости фигуры дьявола здесь прорисована довольно четко. РћРЅ подчиняется Творцу Рё является его слугой. Самаэлю отводится роль сына Божьего, просящего разрешения совершить СЃРІРѕРё действия. Однако РѕРЅ наделен замечательной силой Рё способен управлять целыми народами, посылать РѕРіРѕРЅСЊ Рё РІРѕРґСѓ РЅР° землю Рё наказывать расу человеческими болезнями. РљСЂРѕРјРµ того, РІ этой РєРЅРёРіРµ есть изображение Левиафана. Это РјРѕСЂСЃРєРѕРµ чудовище невиданных размеров, Р° также летающий дракон, вызывающий ассоциации СЃ дьяволом.
  • Пророчество Р?саии. РџРѕ мнению комментаторов, РІ этой РєРЅРёРіРµ образ вавилонского царя, Рѕ котором пророчествует автор, очень близок Рє образу Самаэля. Согласно данному РёРј толкованию, Самаэль сначала был ангелом, Р° затем превратился РІ РљРЅСЏР·СЏ РўСЊРјС‹, РєРѕРіРґР° захотел сравняться СЃ самим Создателем, Р·Р° что был изгнан СЃ небес. Р?менно здесь впервые появилось ангельское РёРјСЏ Самаэля: Люцифер. Более РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ эта история СѓР¶Рµ описывалась выше.
  • РљРЅРёРіР° РїСЂРѕСЂРѕРєР° Р?езекииля. Есть также разговоры Рѕ Люцифере-Самаэле, который обитал РЅР° РіРѕСЂРµ Бога, был РёРј больше всего любим, Р° затем попрал Закон Божий.

В Новом Завете

Р?скушение Христа

В Новом Завете Самаэль тоже появляется в разных лицах, но везде он исключительно олицетворяет силы зла.

  • РџРёСЃСЊРјР° апостола Павла. РћРЅРё также упоминают Самаэля как РљРЅСЏР·СЏ РўСЊРјС‹, указывая, РіРґРµ РѕРЅ обитает. РџРѕ словам апостола, РєРЅСЏР·СЊ правит РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ, его слуги управляют тьмой, будучи духами зла. Павел также заявляет, что РљРЅСЏР·СЊ РўСЊРјС‹ может воплотиться РІ Люцифере Рё, согласно этому имени, РЅР° время стать носителем РЅРµ тьмы, Р° света.
  • Откровение Р?оанна Богослова. Р?оанн изобразил дьявола РІ РІРёРґРµ РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ дракона красного цвета СЃ десятью рогами Рё десятью диадемами РЅР° семи головах. РћРЅ пророчествовал, что некоторые РёР· ангелов, которых Библия называет нечистыми духами, ангелами сатаны, последуют Р·Р° дьяволом-Самаэлем. РќРѕ тогда РѕРЅ будет сброшен СЃ небес, побежден архангелом Михаилом. РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРѕСЂРѕРє предсказывает еще РґРІРµ битвы, которые РїСЂРѕРёР·РѕР№РґСѓС‚ между силами, олицетворяющими РґРѕР±СЂРѕ Рё зло. РћРґРЅРѕ РёР· РЅРёС… произойдет РІ Судный день. Р’ нем сатана будет сражаться против ангела, который СЃР±СЂРѕСЃРёС‚ его РЅР° землю РЅР° тысячу лет. РљРѕРіРґР° это тысячелетие пройдет, РґСЊСЏРІРѕР» РЅР° время освободится, что приведет Рє следующему противостоянию, Рё тогда победа РґРѕР±СЂР° СѓР¶Рµ будет вечной, Рё падший ангел Самаэль опустится РЅР° РґРЅРѕ озера, которое состоит РёР· РѕРіРЅСЏ Рё серы.
  • Евангелие. Здесь Самаэль РІ пустыне искушает Р?РёСЃСѓСЃР° Христа РЅРµ как ангел, Р° как РґСЊСЏРІРѕР», предлагая ему возможность дать власть над царствами тому, РєРѕРјСѓ РѕРЅ сочтет нужным. Перед восхождением РЅР° Голгофу Спаситель также упоминает дьявола. Тем людям, которые хотят его казнить, РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что РёС… отец — РґСЊСЏРІРѕР» Рё убийца, который только лжет. Также РІ Евангелии Р?РёСЃСѓСЃ сказал, что РѕРЅ был свидетелем ниспровержения падшего ангела Самаэля РЅР° земле, которое было РїРѕРґРѕР±РЅРѕ молнии.

Самаэль в Каббале и Талмуде

Самаэль - предводитель демонов

Что РѕР± этом персонаже говорится РІ Каббале? Р’ этом религиозном, мистическом Рё эзотерическом учении иудаизма Самаэль является ангелом смерти, Р° также правителем 5-РіРѕ неба Рё РѕРґРЅРёРј РёР· семи правителей РјРёСЂР°. Р’ РєРЅРёРіРµ Ялкут РЁРёРјРѕРЅРё говорится, что Самаэль был ангелом-хранителем Р?сава. Рђ РІ Мишне сказано, что РѕРЅ служил ангелом-хранителем РІ Эдеме, земном раю.

Существует версия, согласно которой именно Самаэль воплотился РІ РІРёРґРµ змея, который «РІС‹Р·РІР°Р»» падение Евы Рё стал отцом Каина. Хотя есть Рё РґСЂСѓРіРёРµ варианты, например, тот, который гласит, что соблазнителем Евы был РЅРµ Самаэль, Р° Азазель — падший ангел, демон пустыни.

Самаэль также отождествляется СЃ ангелом, который держал Р·Р° СЂСѓРєСѓ Авраама, который СѓР¶Рµ был полностью готов принести РІ жертву Богу своего сына Р?саака. Р’ «РЎРІСЏС‰РµРЅРЅРѕР№ Каббале» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ Самаэлем используется эпитет «РЎС‚рогость Бога», Рё РѕРЅ является характеризуется как РѕРґРёРЅ РёР· 5 архангелов.

Р?РјСЏ ангела Самаэля РІ Каббале также связано СЃ такой известной личностью, как Лилит. Согласно версии этого учения, сначала Лилит была женой Адама, Р°, оставив его, стала женой Самаэля. Зоар РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что Сѓ него были Рё РґСЂСѓРіРёРµ жены: демонические проститутки. Самаэль также упоминается РІ легендах Рѕ Беште (основателе хасидизма), который нашел СЃРІРѕР№ РґРѕРј РІ лесу РІ Карпатах.

Следует отметить, что РІ толковании евреев, как Рё христиан, Самаэль РЅРµ равен Богу РІ своей силе. РЈ него нет собственной воли, Рё РѕРЅ служит ему обвиняющим ангелом. Творец разрешает присутствие сатаны РІ человеческом РјРёСЂРµ, чтобы иметь возможность выбирать между РґРѕР±СЂРѕРј Рё злом. Р?РЅРѕРіРґР° РѕРЅ проявляется РІ форме безличного зла, РёРЅРѕРіРґР° РІ более важных ролях, обладая собственной индивидуальностью, что было описано РІ этом разделе.

Поделиться:
Г—
Рекомендуем посмотреть